Карелия без карел?

   
   

Не исключено, что наметившаяся в последние годы тенденция к укрупнению регионов заденет и Карелию. Слухи о том, что Петрозаводск потеряет статус столицы, а все функции управления «озёрным краем» будут переданы Мурманску, имеют под собой довольно чёткие основания.

Примеров достаточно: объединение Коми-Пермяцкого автономного округа с Пермской областью, Корякского округа – с Камчаткой, референдум по объединению Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов, слияние Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским АО…

Так станет ли Карелия очередным «поглощённым» регионом?

Перенести столицу в Заполярье

- Это немыслимо! – отказываются верить в возможное слияние жители Карелии. – Кто же такое допустит? Ведь за каждой бумажкой в Мурманск за тысячу километров не наездишься…

Действительно, на первый взгляд оторванность будущей столицы гиперобласти от её окраин кажется нереально великой. Однако размах того же Красноярского края в разы больше Карелии и Заполярья вместе взятых, но это не мешает управлять огромным регионом.

Некоторые политики рассматривали поистине фантастические варианты укрупнения. Так, депутат Архангельского областного Собрания Михаил Силантьев еще шесть лет назад предлагал создать некую Северную губернию, объединив Архангельскую, Вологодскую и Мурманскую области с республиками Коми и Карелией. Руководить объединённым регионом предполагалось «с колёс», непрерывно курсируя по железной дороге. 

Подобные «прожекты» сейчас вызывают лишь улыбку, в отличие от инициатив Совета по изучению производительных сил при Министерстве экономического развития и Российской академии наук.

Эта солидная организация рекомендует не витать в облаках, а соединить территории именно двух регионов - Мурманской области и Карелии в единый субъект Федерации. Расчёт прост: так будут удовлетворены и политические ориентиры страны на укрупнение своих составных частей, и экономические – улучшена производительность труда при одновременном сокращении числа чиновников. В период кризиса это крайне актуально.

   
   

Учёным вторят также сами местные жители. Расположенный на границе с Мурманской областью посёлок Чупа Лоухского района в 2006 году был серьёзно настроен подать челобитную Владимиру Путину о присоединении к северному соседу. В своём обращении обитатели посёлка ссылались на свои давние, 800-летние исторические связи с Заполярьем. 

Северяне нашли даже общий праздник объединённых регионов – годовщину стыковки мурманской железной дороги - 16 ноября 1916 года.

Кому решать?

Однако простым указом сверху «слить» воедино два субъекта Российской Федерации не позволяет национальный вопрос. Идея создания единого Карело-Мурманского края возникла ещё во времена Гражданской войны, когда на территории так называемой Карельской трудовой коммуны проживало 147,3 тысячи человек, две трети числа которых являлись карелами, и лишь одна треть – русскими. Однако на референдуме 1920 года 88% участников высказались за сохранение Карелии в составе РСФСР. За независимость проголосовало 11% и за присоединение к Финляндии – менее 1%. Таким образом, 89 лет назад судьбу родного края решали именно карелы. Национальная составляющая вопроса была так важна, что в 1940-1956 годах Карелия даже имела статус, равный 16-й союзной республике в составе СССР. Логично, что и сейчас без участия карел в определении судьбы региона не обойтись.

Но в последние десятилетия ситуация коренным образом изменилась. Как отмечал председатель республиканского Комитета по делам национальной политики Владимир Лаврентьев, уже два года назад численность карел составляла всего 9,2 процента населения республики, а вепсов - менее процента.

 - Эти цифры не только свидетельствуют о драматической истории карельского и вепского народов, но и отражают те проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня в нашей республике, - особо подчёркивал руководитель Госкомнаца.

Вывод неутешителен: если снижение числа карел и вепсов, являющихся коренными обитателями республики, будет и дальше продолжаться столь стремительно, то Карелия рано или поздно потеряет статус национальной республики, что чревато неизбежным слиянием с более сильным в экономическом плане соседом – будь то Ленинградская, Архангельская или Мурманская области.

Главы о слиянии

Губернатор Карелии выразил категорическое несогласие с идеей создания Карело-Беломорского края, который объединил бы Мурманскую, Архангельскую, Вологодскую области и Карелию.

- Безусловно, сама идея укрупнения территорий очевидна, и, наверное, в необозримом будущем она станет еще актуальнее. Но если государство попытается объединить и без того крупные северные регионы, то совершит стратегическую ошибку, - заявил Сергей Катанандов.

Аналогичного мнения придерживался и губернатор Мурманской области (что характерно – ныне бывший) Юрий Евдокимов:

- Если касаться объединения Мурманской области с соседними субъектами Федерации, то считаю, что наша область обладает достаточным экономическим потенциалом для своего развития и необходимости её объединения с другими территориями не имеется.

В связи с этим обозначенный вопрос не входит в планы правительства Мурманской области.

Точка зрения

Председатель «Союза карельского народа» Наталья Анатольевна Синицкая так видит суть проблемы. Численность коренного населения, по словам главы «Союза карельского народа», действительно снижается. И ситуацию может исправить лишь ощутимая поддержка языка и культуры карел. «Пока карел знает свой язык, он в полной мере карел, - считает Наталья Анатольевна. - Сейчас мы внедряем метод так называемых «языковых гнёзд», когда в детском саду с малышами один определённый день в неделю педагоги разговаривают только на родном языке. Эта практика, появившись в Новой Зеландии, отлично себя зарекомендовала и в странах Европы, например в Норвегии. Так человек ещё с детских лет впитывает в себя родную речь».

Кроме того, большая часть карел и вепсов проживает в сельской местности, что требует целого комплекса мероприятий, направленных в первую очередь на поддержку коллективных и фермерских хозяйств.

Смотрите также: