Террорист Николай Романов стрелял на первомайской демонстрации

   
   

Родился Николай в обычной архангельской семье. Его отец работал шкипером. Отцовского заработка хватало на содержание всей семьи. Мать была домохозяйкой.

Пистолет украл у пьяного лейтенанта

Уже в 17 лет, студент одного из техникумов Архангельска Николай Романов получил свой первый срок – пять лет за изнасилование. Весь срок парень не отсидел. В 1949 году, заразившись в колонии «Ягринлага» туберкулезом, он был выпущен на свободу по болезни.

Видимо, устав сидеть в четырех тюремных стенах, бывший заключенный сразу же отправился путешествовать по Союзу. Путешествовал, правда, он недолго. В 1952 году за пьяную драку в Ейске, Романов получил второй срок. На этот раз – четырехлетний. Его северянин также до конца не досидел, попав в 1953 году под «бериевскую» амнистию.

Освободившись, парень возвращается в родной город. В Архангельске им овладевает навязчивая идея мщения за неудавшуюся жизнь. Отомстить Николай, решил, в первую очередь власти, несправедливо засадившей его за колючую проволоку. Провести свою террористическую акцию мститель решил во время многолюдной первомайской демонстрации на площади Профсоюзов. Орудие возмездия искать долго не пришлось. Вполне к месту пришелся пистолет «ТТ», украденный младшим братом Николая у пьяного лейтенанта.

Приговорили к смертной казни

В стране начиналась эпоха оттепели. Власть стремилась быть демократичнее, ближе к народу. Праздничные колонны трудящихся в 1954 году подпустили вплотную к трибуне, убрав внешнее оцепление. Оставшиеся сотрудники милиции и государственной безопасности охраняли общественный порядок без оружия. Романов, пристроившемуся к одной из колонн, без особого труда смог пронести свой «ТТ» на демонстрацию.

Поравнявшись с трибуной, он выпустил две первых пули. Сраженный выстрелом, упал капитан В. Судейко. К счастью, пуля, до места назначения не дошла, застряв в оставленном в кармане спичечном коробке.

   
   

Итогом дальнейшей стрельбы стала гибель зампреда горисполкома Спиридона Харитонова и помощника командующего Беломорским военным округом А. Соловьева. Еще два чиновника были ранены.

Принародный расстрел власти не стал поводом для прекращения демонстрации. Колонна с ничего не понявшими свидетелями прошла. Последующие колонны, ничего не зная о событии, радостно кричала «ура». И с трибуны им также радостно отвечали. Полный тезка последнего русского императора, на допросах, в качестве главной причины своей расстрельной акции назвал существующий строй. Спустя полгода он пишет заявление «К трудящимся всего мира». В своем послании Романов просит «дать возможность сказать трудовому народу, что он совершил подлое преступление». Закономерным итогом горькой жизни архангельского террориста стал смертный приговор, вынесенный 9 марта 1955 года.

 

Смотрите также: