Между тем Виктор Иванов, исполняющий обязанности председателя регионального Совета профсоюзов, уверен: чтобы получить реальную картину, нужно умножить этот показатель, как минимум, на два:
- Это лишь официальные данные, которые зачастую не учитывают ни малый, ни средний, ни вообще микроскопический бизнес. А таковой тоже есть: сидит, допустим, сварщик в гараже и варит соседям прогнившие «Жигули». С того и живёт. Все перешли на иномарки - пожалуйста, человек остался без работы. Кто-то с началом лета переедет на дачу, займётся сбором грибов, ягод, лекарственных трав. В деревне это один из реальных способов выживания. Но по мере приближения осени люди потянутся на биржи труда, встанут на учёт, и цифра безработицы снова может значительно вырасти.
Невидимые слёзы
- Виктор Васильевич, существует ли какая-то статистика темпов роста безработицы?
- И она, должен сказать, весьма значительная. Если сравнить цифры за март в 2008 году и в нынешнем, то рост составляет 168%. За это время снизилось и общее количество хозяйствующих субъектов: если два года назад их насчитывалось больше 17 тысяч, то нынче – только 16. По моим расчётам, за последние полгода закрылось примерно 50 предприятий.
- Можно ли считать этот показатель одним из признаков кризиса?
- Я бы так не сказал: во многих отраслях продолжается реформирование. Ну, например, в лесной отрасли, где ликвидировались лесничества, на их месте возникали и новые структуры. В данном случае, тут нет прямой зависимости. Кстати, в связи с этим уменьшается и количество членов профсоюза: сейчас «армия труда» Псковской области объединяет под своими знамёнами 66,5 тысячи человек. К сожалению, за последнее время она сократилась: в 2008-м нас было на 3,5 тысячи больше. Но, повторюсь, зачастую это связано не с ликвидацией предприятий, а с их реорганизацией, переходом в новый вид собственности.
- А велики ли долги работодателей перед своими сотрудниками?
- На 1 апреля общий долг (опять же, по официальной статистике) составил 5,6 млн. рублей. Но эта цифра все время меняется. Тут нужно отдать должное прокуратуре, которая очень серьёзно отслеживает этот показатель, борется с нерадивыми предпринимателями. Хотя, должен повторить: эти данные тоже не в полной мере отражают положение. Статистика учитывает лишь те предприятия, которые отчитались, но сюда не попал весь малый бизнес, торговля, сфера услуг. Именно там льются невидимые миру слёзы.
Равны владелец «Челси» и трудяга
- Могут ли эти люди рассчитывать на помощь профсоюзов?
- Безусловно, но с одной оговоркой: мы помогаем только членам профсоюза. Когда мы только-только открыли свою горячую линию, к нам сразу же стали поступать звонки от обманутых работников. В ходе разговора они жаловались на предпринимателей, которые обсчитали их или уволили с нарушением закона. Понятно, мы отвечали всем, как поступить, но при этом всегда настоятельно советуем: чтобы подобная ситуация не возникла, нужно создать свою первичную профсоюзную организацию.
- Во всеобщей декларации прав человека записано, что человек имеет право на восстание, если условия его жизни уже стали невыносимы. Вы разделяете такую точку зрения?
- Конечно! Но при этом считаю, это самая крайняя мера – черта, за которую лучше не переступать. Нужно уметь договариваться. Тем более что у нас есть для этого все возможности: суд, законы в том числе. Но в этом году, как и в прошлые годы, 1 мая мы намерены выйти на улицы. Нашим лозунгом станет единый призыв: «Работа! Зарплата! Достойная жизнь!».
- На ваш взгляд, что необходимо изменить в системе сегодняшних экономических отношений?
- Прежде всего, государству пора более решительно действовать в вопросах ценообразования. Нелепо думать, что рынок всё отрегулирует. Регулирует производитель, который взвинчивает стоимость продукта, желая при этом получить максимальную прибыль. Во-вторых, государство продолжает подыгрывать крупному бизнесу по части налогообложения. У нас все - и владелец «Челси», и трудяга с радиозавода - платят по одинаковой фиксированной (!) ставке. Во всём мире тот, кто зарабатывает больше, больше и платит. В Дании, например, где я недавно побывал, 63% налога с прибыли успешного бизнесмена – суровая реальность «ихних», датских, предпринимательских будней. И, наконец, государство позволяет, как и прежде, олигархам распоряжаться природными ресурсами страны, которые принадлежат не им, а являются всенародным достоянием. Когда эти проблемы будут решены или хотя бы их решение получит положительную динамику, мы сможем говорить о том, что страна начала выкарабкиваться из кризиса.
Смотрите также:
- Экономист Михаил Дмитриев: «Массовые протесты нам пока не грозят» →
- В Псковской области растёт количество самоубийств →
- Счастливых россиян стало меньше →