Не канет ли в ближайшем будущем система профессионального образования в Лету, мы решили выяснить у директора Псковского индустриально-технологического техникума Сергея БЕЛЬГЕСОВА.
Сергей Бельгесов: Если судить по фильмам и телепередачам, то рабочего класса как такового у нас нет. Выпал напрочь. Кстати, я обратил внимание, что о трудягах сейчас больше рассказывают в зарубежных фильмах. В наших телевизорах – либо криминал, либо богатые офисы. Но заводы-то на самом-то деле работают!
Мастера уходят
Лариса Андрюшина, АиФ-Псков: и система профессионального образования востребована?
- Разумеется. Другое дело, в каком состоянии она находится. Работаю в этой системе 15 лет, и времена для нас лёгкими никогда не были. Всегда не хватало средств, кадров - по причине невысокой зарплаты. А по «дорожной карте» мы должны её повышать. Как? Педагог берет такую нагрузку, сколько физически «вытянет» - в итоге складывается средняя зарплата, а это неправильно. Наша задача - учить. И мы это делаем. Почему мы это делаем некачественно? Потому что база не та. Хотелось бы, чтобы и сотрудники молодые приходили. Человек и зарабатывать должен - чтоб на жизнь хватало. Средняя зарплата по России 30 тысяч, а у наших педагогических работников - 18. Это проблема. Уволился молодой мастер, выпускник политехнического института - из-за недогрузки. Специалисты пока есть, но надолго ли? У отделочников мастер тоже вот-вот уйдет, а сменить некому. Были молодые педагоги, но с нашими учениками работать тяжело - не получается, уходят.
- Почему уходят? Ведь им молодых понять, наверное, проще?
- Контингент сложный. И в институт дорога заказана, и денег заплатить за обучение нет. Приходят ребята, в том числе и из коррекционных школ. Такие группы в два раза меньше обычных - до 12 человек. И учебная программа непростая. Причем, если раньше в группах со средним образованием срок обучения был 3 года, то сейчас - 2 года 7 месяцев... К последнему курсу треть учеников уходит, не выдерживает. Им не осилить программу, тяжело. С ними надо очень осторожно, сирот много. Кстати, дети без родителей находятся на полном гособеспечении - с 4-разовым питанием. Воспитатели дежурят в общежитиях даже в ночное время.
Станок – атавизм?
- А можно быть уверенным, что после учёбы ребята не останутся без работы?
- Конечно. Наши выпускники работают по специальности, и с удовольствием. Зарабатывают, между прочим, неплохие деньги. Многое, разумеется, зависит еще и от желания выпускника. Если он захочет, то работу найдет. Специалисты рабочих профессий востребованы. Но - молодежь сейчас не хочет стоять за станком. Очень серьезные изменения произошли в менталитете - и не только детей, но и их родителей.
- Нет ощущения, что система профессионального образования - лишняя?
- Профессиональное образование занимает свою нишу. И ситуация с обучением, подготовкой специалистов будет меняться только в одном случае - если изменится обстановка в обществе. Мне доводилось бывать в Финляндии – там как были училища, так и остались. Мы же за тот же период кем только не перебывали - 30 раз название изменили! Мы столько печатей заказывали, столько реорганизаций пережили... И в соседней Эстонии учебные заведения сильно преобразились - туда деньги пошли. Если государство вкладывает средства в образование, а работодатель видит - там учат, как положено, по современным технологиям, на новом оборудовании, и кадры педагогические не «растворятся», потому что приличная зарплата... проблем вообще никаких не будет. К нам очередь выстроится, конкурсы появятся. А если инструмента не хватает, или он уже давно изжил себя, то кого мы можем обучить?
Латаем дыры
- Разница между учебной производственной базой и заводским оборудованием чувствуется?
- Ещё как. Строительная фирма, к примеру, за новинками должна следить чётко - за современными материалами, технологиями, иначе вылетит в трубу. А нам производственную базу должны просто обеспечить – дать в руки. Но не дают. Мы сильно отстаём. Возьмём тот же компьютерный класс. В нашем техникуме он с 2000 года, ему уже почти 14 лет! Сейчас ведь по электронным учебникам можно замечательно заниматься, поэтому в каждом классе нужны компьютеры, мультимедийные проекторы. А их нет, и стоят они немалые деньги! Настроение пессимистическое - в том смысле, что у нас нет развития. Держимся, латаем свои дыры. Без оптимизма, правда.
- Если рабочие востребованы, их же надо готовить… Извечный вопрос - что делать?
- К сожалению, дальше разговоров о необходимости и важности технических и инженерных профессий, нехватке специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих в масштабе страны дело не идёт. Озабоченность и обеспокоенность присутствуют – и всё. Логично: мы работаем на бизнес, обучаем кадры. Но и бизнес должен быть заинтересован в нас. Выход вижу только один. Предприятия, оказывающие помощь учреждениям профессионального образования, должны пользоваться льготами при налогообложении.
Больше ничего не надо, эта схема в мире давно отработана. То есть если предприятие, к примеру, 3 процента выделяет на обучение, государство на такую же сумму «прощает» ему налоги. Я ведь в свое время пытался выходить и на областную, и на городскую администрации, мы наивно даже расчёты составляли... Бесполезно. Ладно, присутствуют разные формы собственности, но управлять экономикой все равно нужно – направлять действия, координировать. Как один из вариантов – предоставление налоговых льгот предприятиям на уровне региона. Можно наметить и другие пути, но для этого надо поставить цель и добиваться ее. Год - два - три пройдут, и результат появился бы.
Смотрите также:
- Призвание учить. Почему сеять «разумное, доброе, вечное» стало сложнее? →
- Красота физики - страшная сила. Как сделать науку доступной каждому →
- До «силиконовой долины» далеко…Или кто диктует моду на профессию →