Без оптимизма. Найдут ли применение своим силам молодые рабочие?

Не канет ли в ближайшем будущем система профессионального образования в Лету, мы решили выяснить у директора Псковского индустриально-технологического техникума  Сергея БЕЛЬГЕСОВА.

   
   

Сергей Бельгесов: Если судить по фильмам и телепередачам, то рабочего класса как такового у нас нет. Выпал напрочь. Кстати, я обратил внимание, что о трудягах  сейчас больше рассказывают в зарубежных фильмах. В наших телевизорах – либо криминал, либо богатые офисы. Но заводы-то на самом-то деле работают! 

Мастера уходят

Лариса Андрюшина, АиФ-Псков: и система профессионального образования востребована?

Сергей Бельгесов Фото: АиФ / Лариса Андрюшина

- Разумеется.  Другое дело, в каком состоянии она находится. Работаю в этой системе 15 лет, и времена для нас лёгкими никогда не были. Всегда не хватало  средств, кадров - по причине невысокой зарплаты.  А по «дорожной карте» мы  должны её  повышать. Как? Педагог берет такую нагрузку, сколько физически «вытянет» - в итоге  складывается средняя зарплата, а это неправильно. Наша задача - учить. И мы это делаем. Почему мы это делаем некачественно? Потому что база не та. Хотелось бы, чтобы и сотрудники молодые приходили. Человек и зарабатывать должен - чтоб на жизнь хватало. Средняя зарплата по России 30 тысяч, а у наших педагогических работников - 18. Это проблема. Уволился молодой мастер, выпускник политехнического института - из-за недогрузки.  Специалисты пока есть, но надолго ли? У отделочников мастер тоже вот-вот уйдет, а сменить некому. Были молодые педагоги, но с нашими учениками работать тяжело - не получается, уходят.

- Почему  уходят? Ведь им молодых  понять, наверное,  проще?

- Контингент  сложный.  И в институт дорога заказана, и денег заплатить за обучение  нет. Приходят ребята, в том числе и из коррекционных школ. Такие группы в два раза меньше обычных - до 12 человек. И учебная программа непростая. Причем, если  раньше в группах со средним образованием срок обучения был 3 года, то сейчас - 2 года 7 месяцев... К последнему  курсу треть учеников уходит, не выдерживает. Им не осилить программу, тяжело. С ними надо очень осторожно, сирот много. Кстати, дети без родителей  находятся на полном гособеспечении - с 4-разовым питанием. Воспитатели дежурят в общежитиях даже в ночное время.

Станок – атавизм?

- А можно быть уверенным, что после учёбы ребята не останутся без работы?

   
   

 -  Конечно. Наши  выпускники работают по специальности, и  с удовольствием. Зарабатывают, между прочим,  неплохие деньги. Многое, разумеется,  зависит еще и от желания выпускника. Если он захочет, то работу найдет. Специалисты рабочих профессий востребованы. Но - молодежь сейчас не хочет стоять за станком. Очень серьезные изменения произошли в менталитете - и не только детей, но и их родителей.

- Нет ощущения, что система профессионального  образования - лишняя?

-  Профессиональное образование занимает  свою  нишу. И ситуация с обучением, подготовкой специалистов будет меняться только в одном случае - если изменится обстановка  в обществе. Мне доводилось бывать в Финляндии – там как были училища, так и остались. Мы же за тот же период кем только не перебывали - 30 раз название изменили! Мы столько печатей заказывали, столько реорганизаций пережили... И в соседней Эстонии учебные заведения сильно преобразились - туда деньги пошли.  Если государство вкладывает средства в образование, а работодатель видит - там учат, как положено, по современным технологиям, на новом оборудовании, и кадры педагогические не «растворятся», потому что приличная зарплата... проблем вообще никаких не будет. К нам очередь выстроится, конкурсы появятся.  А если инструмента не хватает, или он уже давно изжил себя, то кого мы можем обучить?

Латаем дыры

- Разница между учебной производственной базой и заводским оборудованием чувствуется?

- Ещё как. Строительная фирма, к примеру, за новинками должна следить чётко - за современными материалами, технологиями, иначе вылетит в трубу. А нам производственную базу должны просто обеспечить – дать в руки. Но не дают. Мы  сильно отстаём. Возьмём тот же компьютерный класс. В нашем техникуме он с 2000 года, ему уже почти 14 лет!  Сейчас ведь по электронным учебникам можно  замечательно заниматься, поэтому  в каждом классе нужны компьютеры, мультимедийные проекторы. А их нет, и стоят они немалые деньги!  Настроение пессимистическое - в том смысле, что у нас нет развития. Держимся, латаем свои дыры. Без оптимизма, правда.

- Если рабочие востребованы, их же надо готовить… Извечный вопрос - что делать?

- К сожалению, дальше разговоров о необходимости и важности технических и инженерных профессий, нехватке специалистов  среднего звена, квалифицированных рабочих в масштабе страны дело не идёт. Озабоченность и обеспокоенность присутствуют  – и всё. Логично: мы работаем на бизнес, обучаем кадры. Но и бизнес должен   быть заинтересован в нас. Выход  вижу только один. Предприятия, оказывающие помощь учреждениям профессионального образования, должны  пользоваться  льготами при  налогообложении.

Больше ничего не надо, эта схема в мире давно отработана. То есть если предприятие, к примеру,  3 процента выделяет на обучение, государство на такую же сумму «прощает»  ему  налоги. Я ведь в свое время пытался выходить и на областную, и на городскую администрации, мы наивно даже расчёты составляли... Бесполезно. Ладно, присутствуют разные формы собственности, но управлять  экономикой все равно нужно – направлять действия, координировать. Как один из вариантов – предоставление  налоговых льгот предприятиям  на уровне региона. Можно наметить и другие пути, но для этого надо поставить  цель и добиваться ее. Год - два - три пройдут, и результат появился бы.

Смотрите также: