Чтобы дать европейцам лучше почувствовать, с какой страной они имеют дело, гостей завезли аж в Хабаровск. Еврокомиссары не скупились на комплименты в адрес уютной краевой столицы. Вацлав Клаус, президент председательствующей в ЕС Чехии, своими впечатлениями после прогулки по городу делился по-русски. «Как мы выяснили, - открыл заседание Дмитрий Медведев и переглянулся с Хавьером Соланой, верховным представителем ЕС по внешней политике и политике безопасности, - Хабаровск находится на восточной границе общего пространства, которое принято называть Большой Европой». Накануне неформальный ужин в честь гостей продолжился во время речной прогулки по Амуру.
После очередного тоста г-н Солана несколько двусмысленно попросил объяснить, где он находится. Дмитрий Медведев наутро подарил чиновнику карту Дальнего Востока. Однако обозначить географические рубежи «Большой Европы» оказалось гораздо проще, чем стереть границы в политике и экономике.
Борьба запретов
На переговорах вспомнили, что Россия по-прежнему не состоит во Всемирной торговой организации (сторговаться о вступлении, кстати, не удаётся с Украиной и Грузией). Европейцев предупредили, что до получения членства в ВТО мы имеем право на отказ от заранее принятых на себя обязательств и ограничений. Очередное «бодание» экспертов насчёт свободной торговли пройдёт во время Петербургского экономического форума в июне. Европейцам не нравятся повышение пошлин на вывоз необработанной древесины, на ввоз импортных авто, а также налог на грузоперевозки по российской территории. По словам источника «АиФ» в нашей делегации, европейские санкции «менее зрелищны», так как почти нигде не прописаны, зато более весомы - это, например, скрытая поддержка ЕС своих фермеров и ограничения на поставки российского ядерного топлива. Наш капитал не допускают к покупке долей в еврокомпаниях. Особенно - в энергетических.
Энергетические интересы совпадают разве что в главном. «Энергетика - это не конфликтное поле, это наш общий бизнес… ключевой момент сотрудничества», - заявил Д. Медведев. Однако в общем бизнесе партнёры жёстко борются за процент прибыли и политическое влияние. В Европе большая часть потребляемого газа - импорт, и почти половина этого импорта - из России. «Газпром» хочет повысить долю на рынке и оказаться как можно ближе к кошелькам конечных потребителей. По мнению Константина Симонова, гендиректора Фонда национальной энергобезопасности, не надо бороться с европейскими запретами (их суть - одна компания не может владеть и скважинами, и трубопроводами), а использовать их себе на пользу: «Заключать прямые договора с потребителями и требовать, чтобы дали возможность их исполнять».
Однако в интимной теме энергобезопасности даже европейским властям не до принципов либерального рынка. И они здесь - не самые «зубастые» игроки. Так, например, посол США в Хельсинки недавно призвал шведов не дать России построить газопровод «Северный поток» в Германию по дну Балтийского моря. Впрочем, и до этого власти Швеции под любым предлогом блокировали строительство трубы в своей экономической зоне.
Не менее драматичная конкуренция за европейский газовый рынок идёт на Юге. Свой трубопровод предложил построить даже Иран. Евросоюз при поддержке США готовится запустить проект «Набукко», который должен в обход России привести 31 млрд. кубометров газа из Туркмении или из того же Ирана. Украина предлагает проложить эту трубу из Грузии не в Турцию, а по дну Чёрного моря к себе. У России с Турцией уже есть договорённость о проекте «Голубой поток-2», по которому дальше в Европу сможет приходить тот же туркменский газ. Буквально на днях появилась договорённость об увеличении мощности российского «Южного потока» с 31 до 63 млрд. кубометров в год. Тем временем главным маршрутом поставок российского газа в Европу пока остаётся украинский.
Война нервов
Еврокомиссары не смогли убедить президента Д. Медведева, что программа «Восточное партнёрство» не направлена против России. Зато согласились на некий «обзор» Энергетической хартии, чтобы учесть претензии Москвы. В ближайшее время начнутся переговоры по поводу предлагаемого РФ нового формата безопасности в Европе. В Кремле настаивают, что проделана огромная работа для достижения «четырёх общих пространств». Например, своим чередом идут переговоры о переходе к безвизовому режиму. Но прогнозов в Хабаровске никто делать не стал: мало ли какие сюрпризы подкинет глобальный экономический кризис? Или та же Швеция. Став председателем ЕС на следующие полгода, она будет задавать и тон разговора с Москвой.
Смотрите также:
- Пол Гругман: Жертвы евро: «на щите» и в нищете →
- Медведев: «Мы вернёмся к вопросу о валюте» →
- Россия научится на немецких ошибках? →