Теперь я живу надеждой…

   
   

Служить в армии, конечно, почетно, хотя эту истину многие будут оспаривать. И не последнюю роль в этом вопросе играет тот факт, что в вооруженных силах нередки случаи гибели новобранцев. Еще свежа в памяти история Артема Харламова, который не пустил в столовой без очереди одного из сослуживцев, после чего парня обнаружили мертвым на лестничной площадке госпиталя…

Накануне второй годовщины смерти Артема Харламова (23 июня), корреспондент «АиФ» встретился с его мамой Еленой ХАРЛАМОВОЙ, которая, добиваясь правды, дошла до Страсбургского суда…

Госпиталь - место для разборок?

- Елена, расскажите, кто вам сообщил о случившемся?

- Последний раз мы с отцом видели сына живым 12 июня. Хотели приехать к нему, но он нас отговаривал - Артем из-за сильной простуды попал в госпиталь. В тот злополучный день мы звонили сыну с самого утра, но он не брал трубку. Позже нам позвонил майор и сказал, что Артем шел по лестнице, упал, ударился головой и умер. Как так?! У нас был шок - мы никак не могли поверить, что такое возможно… Я перезвонила майору, чтобы спросить напрямую, кто убил нашего сына, и он назвал сразу четыре фамилии, одного из них – жителя кавказской республики, собственно, и обвинили. С этого и начались наши тяжбы.

- Вам известно о причинах ссоры ребят? Как вы считаете, мог ли это быть конфликт на межнациональной почве?

- Первый скандал с жителем из Дагестана произошел в Печенгском госпитале, в столовой, где он пытался пролезть без очереди из-за якобы высокой температуры. Артем сделал ему замечание, что здесь здоровых нет. Парню это не понравилось, и он предложил выйти поговорить, но тогда их разняли. А через некоторое время молодой человек узнал, что его переводят в Североморский госпиталь и, видимо, решил, что это каким-то образом связано с недавним конфликтом с Артемом.

Он вызвал сына на разговор, а до этого позвал еще троих своих друзей, которые приехали на такси и беспрепятственно вошли в госпиталь. В итоге Артема нашли с проломленной головой под лестничной площадкой. Как позже выяснилось, это его так «толкнули» в спину. На самом деле, я считаю, что у ребенка был сломан кадык и падал он без сознания. Артем с детства занимался спортом, умел группироваться, и если бы он был в здравой памяти, то смог бы себя защитить или обезопасить.

Артем был абсолютно неконфликтным человеком. До армии он был капитаном футбольной команды, постоянно ездил на сборы, а там много ребят разных национальностей. Кроме того, у нашей семьи есть друзья-дагестанцы. Могу с уверенностью сказать, что у него точно не было национальной неприязни.

   
   

Надежда на справедливость

- Как проходило следствие, какой срок получил обвиняемый?

- Со стороны этого парня было два адвоката: один из Мурманска, другой - из Махачкалы. Кроме того, моментально подключилась дагестнская община, и следствие, как нам показалось, стало принимать другой оборот: якобы никто никого не бил и никого не толкал. В деле нашлись даже смягчающие обстоятельства - явка с повинной. Наш первый адвокат просил 8 лет, прокурор затребовал 4,6, в итоге, судья оставил 3,5 года общего режима. Что поразило, он отсидел в Мурмашах только один месяц, а потом оказался в Дагестане.

-Елена, не дай Бог, кто-то попадет в подобную ситуацию, что необходимо предпринимать в первую очередь? Посоветуйте…

- К сожалению, многие из нас юридически неподкованные люди. В первую очередь, родителям необходимо быстро найти хорошего адвоката, обязательно следить за тем, чтобы все меры были приняты вовремя, самое главное в такой ситуации - не затягивать! А не так как у нас получилось, мы думали, что сначала нужно выйти на Верховный суд, который два раза нам отказал, потом решили обратиться в Страсбург. По словам нашего адвоката, шанс был, но маленький, потому, что прошло довольно много времени.

- Как вы относитесь к приговору, будете добиваться пересмотра дела?

- Этот процесс стал для нашей семьи делом чести, хочется все-таки добиться справедливости. Шансов у нас, конечно, очень мало. Вот, если бы открылись какие-то новые обстоятельства, нашелся свидетель, либо нам разрешили эксгумацию и повторную экспертизу. Приговор хотелось справедливый… На суде парень, убивший моего ребёнка, даже не раскаялся. Я для себя поняла, что мы и наши дети незащищены государством.

- Скажите, что вам помогло все это выдержать?

- Все до сих пор в шоке - и я, и семья наша, и родственники, и друзья. В основном, помогала выжить борьба, надежда на справедливость, да и потом у нас есть еще младший сын, которого нужно растить. Живем с верой в будущее. От Артема внуков нет, будем ждать от Володьки…

Беседовала Марина ДЕДЮХ

Фото из личного архива Еленой Харламовой

 

 

 

 

Смотрите также: