Георгий Бовт, политолог:
При нынешнем уровне финансирования понадобится более 100 лет, чтобы построить крайне необходимые уже сейчас дороги, считает министр транспорта Игорь Левитин. Может, пора поднапрячься и всем миром собрать денег на дороги?
Разбогатеть за 4 процента
Уже официально объявлено, что все регионы в следующем году получат льготный пятилетний кредит на строительство автодорог — всего под 4% годовых. (Идея похвальная, но вспомним прошлогодний опыт выдачи денег банкам на льготных условиях — сдаётся, и сейчас за «дешёвые» кредиты придётся
Ещё в Госдуму внесена поправка в бюджет-2010, которая увеличивает сумму кредитов субъектам Федерации для строительства и ремонта дорог на 10 млрд руб. Правда, не уточняется, к чему, собственно, эта прибавка. Ранее сообщалось, что в начале 2010 г. 75 млрд руб. будут вложены в автодорожные проекты (планируется выпуск ценных бумаг, которые выкупят за счёт пенсионных накоплений россиян). (Кроме того, недавно замминистра экономического развития Андрей Клепач заявил, что следует отказаться от обязательных альтернативных бесплатных дорог при платных трассах (эту идею тут же поддержал Минтранс). Тогда, уверены в министерстве, дороги захотят строить частные инвесторы. — От ред. )
Неужели плохие дороги у нас только
Сколько ни давай — всё мало
Любой дорожник в доверительной беседе расскажет, как «выжгли» те фирмы, которые по глупости строили и ремонтировали дёшево и качественно. Потому что не для этого их привлекают к работам, а «для освоения бюджетных средств», как ласково называют воровство. Это подтверждают и цифры Союза инженеров-сметчиков.
По их данным, стоимость строительства 1 км дороги (в млн долл.) в России составляет
Как оправдываются наши? В США или Швейцарии не приходится пробивать тоннели в твёрдых скальных породах — всё пробили лет 200 назад и теперь строят дороги только на лужайках. Ещё одна распространённая отговорка: нигде нет таких суровых российских зим, как у нас. Может, на Аляске начали расти ананасы?
Ещё российские дорожники всё время ноют, что денег не просто мало, а вдобавок их объёмы постоянно сокращают. На самом деле в 2010 г. на дороги выделено 263,4 млрд руб., а в докризисном 2008 г. было немногим больше — 271,1 млрд руб. Кстати, в 2008 г. — на пике нефтяных цен и госрасходов — построили лишь 1 тыс. км федеральных трасс. Несложный подсчёт по методу министра Левитина показывает, что для того, чтобы при такой производительности труда и затратах построить столько дорог, сколько ему мечтается, не хватит совокупного бюджета РФ, США, Швейцарии и ещё пары мелких еврогосударств.
Но главное — денег на дорожные работы по факту выделяется всё больше. Математика несложная: достаточно лишь приплюсовать к бюджетным ассигнованиям на 2010 г. обещанные регионам кредиты, пенсионерские рубли и никому неведомый бюджет свежеиспечённой госкорпорации «Автодор». Только и прежде дороги не строились, и теперь надежды нет. Почему?
В том числе и потому, что чиновники всё время путают госфинансирование и частные проекты. Лет десять уже говорят о том, что надо привлекать частников к строительству платных трасс. Где трассы? Нет. Потому что «распиливать» частные деньги ещё не очень научились (хотя есть уже отдельные успехи). А главным образом потому, что окупаются платные дороги не за счёт почти символической платы за проезд, а за счёт того, что инвесторам даётся почти монопольное право организовывать торговлю и обслуживание на придорожной территории: мотели, кемпинги, кафе, заправки и проч. Но региональные неофеодалы костьми лягут, чтобы не лишиться главной своей привилегии. Это что же получится: придёт
Так что в обозримом будущем денег на строительство дорог из всех возможных источников будет направляться всё больше, себестоимость гравийных и прочих современных автострад продолжит неуклонный рост, но стенания из Минтранса и с мест по поводу нехватки денег никуда не денутся.
Смотрите также:
- Недострои - по наследству! Вместо отделения больницы Мурманске появится кладбище →
- На чём экономят госсредства →
- Дорожная эпопея →