Китайский ширпотреб скоро уйдёт

Сергей Борисов, президент Ассоциации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России»:

   
   

— Конечно, в кризис проблемы испытывают все. Но, именно малому бизнесу сейчас уделяется внимание по остаточному принципу. Это грозит тем, что есть и носить скоро будет нечего — импорт дорогой, а свою продукцию мы пока делать не научились.

В США, например, понимают, что, когда крупные компании лежат на боку и зализывают раны, только малый бизнес может активизировать, а потом и удовлетворить внутренний спрос. Там дают кредиты и субсидии начинающим предпринимателям. Есть целый ряд программ. В нашей стране многие отрасли, например, легкую промышленность выбила с дистанции конкуренция с Китаем и Индией. А крупные заводы в кризис встали из-за падения спроса на их продукцию, и спасти экономику можно именно с помощью малого и среднего бизнеса. В отличие от крупных предприятий, они очень быстро приспосабливаются к новым условиям. Важно им не мешать. Но малый бизнес поместили в «клещи»: ставки по кредитам стали похожи на запретительные — уже до 30% доходят.

Конечно, государство не бездействует. Если в прошлом году на гранты стартующим, поддержку экспортоориентированных предприятий и др. было выделено около 4 млрд руб., то в этом — 10,5 млрд руб. Но заявки-то поступили на сумму вдвое больше! Так что не получится поддержать всех желающих. Кредитование малого бизнеса идет и через Российский банк развития (РосБР). За четыре года по этой программе получили займы 6 тыс. «малышей». А в стране их в сотни раз больше! Так что даже обещанное увеличение кредитования по линии РосБР с 9 млрд руб. до 30 млрд руб. — это мизер. Какого же оживления экономики после таких «масштабов» поддержки можно ожидать?!

Некоторые спрашивают: почему вместо того чтобы шевелить мозгами, малые предприниматели просят денег? Вообще-то в России они всегда полагались лишь на себя — всего 36% из них кредитовались в банках до кризиса. Но сейчас у них продажи падают, а значит, приходится «проедать» те деньги, которые должны работать на их бизнес. Так, где же им искать средства для своего развития? Вот говорят: слабые пусть умрут. Согласен. Но кто-то же должен запустить внутренний спрос. Ведь народу нужно, например, делать ремонт. А обращаются люди, как правило, в небольшие компании — это дешевле. Но этой компании нужно купить дрели, отвертки, которые кто-то должен произвести. И на это тоже нужны деньги.

Импорт становится дорогим, а скоро вообще «схлопнется»... Кто будет заниматься его замещением? Мяса к нам стало поступать на 60% меньше, по сравнению с прошлым годом. А наши фермеры в торговые сети сейчас могут попасть только через перекупщиков, которые за одну свинью платят им всего тысячу рублей. Это рабство! А всего-то и надо — помочь этим фермерам попасть на рынки, простенькие, санитарно-пригодные, но подготовленные для прямого потока продукта с родных полей. И им выгодно, и нам — недорогое вкусное мясо.

Сейчас китайский ширпотреб частично уйдет с рынка, поэтому как в 90-х годах, можно будет занимать высвобождающиеся ниши: шапочки вязать, джинсы шить, и т. д. Но для этого нужно возрождать потребкооперацию. Например, совсем несложно собирать грибы, ягоды, травы лечебные, как это в Австрии делают. Затем отдать урожай тем, кто правильно его упакует и донесет до покупателя. И у каждого члена этого кооператива будет своя доля в конечной цене продукта, а главное — конечная цена будет не заоблачная. Сейчас кафе, рестораны могут купить пучок редиски лишь в супермаркете — у него сертификат есть. Такая схема выгодна лишь перекупщикам. А если сделать более мобильный ветеринарный и фитосанитарный надзоры, то любая бабушка сможет получить этот сертификат и продать свою редиску любому кафе.

   
   

Так постепенно могла бы осуществляться идея президент РФ об увеличении доли малого бизнеса с 25% до 60-70%. Но ее воплощению мешают те, кто не задумывается о том, кто завтра будет производить товары народного потребления. А кто будет? Металлургические заводы? Или алюминиевые магнаты снизойдут до повседневных потребностей простых россиян? Если малый бизнес умрет, мы постепенно будем «проедать» то, что удалось накопить, привезти. А потом, наверное, будет, разочарование, затягивание поясов и бедность. Ведь блага не падают с неба — их надо производить. Но как, если деловая активность остановится? У нас этот вопрос игнорируется, особенно чиновниками, которые прессуют малых предпринимателей.

За границей взятки съедают не более — 2,5-3% от оборота предприятия. У нас же за преодоление административных барьеров еще несколько лет назад малый бизнес выкладывал 9,6% от выручки (с которой еще и налоги платил и аренду). Сейчас эта цифра уменьшилась, но все равно очень большая — 5% — то есть каждый двадцатый рубль приходиться отдавать! В 90-е годы взятки платили за то, чтобы чиновник закрыл глаза на закон. Сейчас взятки платят за то, чтобы работать по закону! Чиновники стали отвязными и распущенными. Я сам — успешный предприниматель 90-х годов, строил заправочные станции. Сотни подписей приходилось собирать. Было сложно, но возможно хоть что-то сделать. А сейчас зовут снова в этот бизнес, я говорю — упаси боже! Не понаслышке знаю, какая агония у чиновников: на каждом этапе пытаются поставить свою закавыку, придумать лишнее требование. А за этим стоят — алчность и коррупция. А казалось бы — и сейчас и в 98-м — кризисное время. Но тогда малый бизнес пошел в гору, а сейчас люди сто раз подумают, прежде чем нос сунуть.

С одной стороны — большая часть чиновников в правительственных структурах солидарны с нами. А спускаемся на уровень субъекта — процент союзников предпринимательства уменьшается. Почему? Степень распущенности растет. А если мы спускаемся в муниципалитеты, там вообще идет настоящая война с малым бизнесом. Вот доказательство: по 159-ФЗ, разработанному с подачи президента РФ, добросовестный малый и средний бизнес должен был получить возможность льготного приобретения имущества, которое он 3 года арендовал. Так вот в 35 субъектах этот закон все равно нарушается. Картина там такая: вы несколько лет развивали свое дело, продукция пользовалась спросом, но бизнес был связан с помещением, где вы работали. Потом появился дядя и сказал: на ваше место приходит новый человек, а вам спасибо за то, что вложились в ремонт, электрику, но возвращать за них деньги тебе не будем. И иди куда хочешь. А куда? Бизнес-инкубаторов нет, промпарков тоже. Чем семью кормить? Как кредиты возвращать? От безысходности уже имеем случаи самоубийства предпринимателей в регионах России. До чего мы доводим людей! Есть 169-я ст. УК, которая предполагает уголовное преследование за препятствование предпринимательской деятельности. Вы найдете хоть один прецедент, когда эта статья работает? Нет! А нарушений — куча!

Среди мер правительства было снижение налоговой нагрузки на плательщиков УСН с 15 до 5%. Но эта мера, в принципе, касается лишь 14% субъектов малого бизнеса, так еще и была принята только в 11 регионах. В 26 регионах вообще сказали: нет, не будем рассматривать. Остальные — в стадии раздумья (исполнять им рекомендацию Владимира Путина или нет). И это партийная дисциплина? А большинство региональных лидеров — члены одной партии. Что до муниципалитетов, то там частенько, не стесняясь, говорят: идите, жалуйтесь президенту, а у меня здесь своя правда, свое королевство маленькое. Это же саботаж! Есть среди местных властей, конечно, и правильные люди, но их — меньшинство. В такой ситуации возникает резонный вопрос: а выживет ли вообще малый бизнес?

Не все, но выживут — он приспосабливаемый. Другое дело — какой облик у него будет. Еще 4-5 лет назад 70% предпринимателей были в тени. Перед кризисом мы выяснили, что лишь 30% работают по серым схемам. Но, сейчас все опять может стать наоборот! Нужны конкретные и равнодоступные меры. Например, в части сбора налогов. Если дать малому бизнесу отсрочку платежей на 2009 год, то это — 140 млрд руб. выпадающих доходов. Если налоги понизить на треть, я думаю, что это будет примерно 70 млрд. Но, учитывая, что малый бизнес будет кормить и давать работу людям, на это стоит пойти. В конце концов, налоговые послабления можно давать тем, кто будет создавать новые рабочие места.

Сейчас многие чиновники думают какой бы барьер в работе «малышей» им еще убрать. Да уберите хоть те, которые собирались! Посмотрите старые решения и оцените, выполнены они или нет в полном объеме. А то придумываются очередные уловки: если вы стоите на бирже труда, то за год мы вам можем отдать все пособия сразу, но вы за это должны открыть малый бизнес. Это что за игра? Вроде как «мы вам предлагали помощь, а вы — не захотели»? А кто ж захочет играть по таким правилам, да еще в ситуации, когда проблемы малых предприятий только множатся.

Перезагрузка экономики возможна только при массовом развитии малого бизнеса. А для этого нужны не только налоговые послабления, «заморозка» тарифов доступные кредиты, но и другие меры, в частности, наделение прокуратуры функцией по защите малого бизнеса. Иначе может быть очень больно: нельзя доводить дело до социального протеста, потому что вместо светлого будущего придется одну корочку хлеба сначала делить пополам, потом еще раз пополам, а потом еще раз пополам, и в какой-то момент, население скажет — мало!

Смотрите также: