Кризис и реформа РАО «ЕЭС»

   
   

В период кризиса даже естественные монополии оказались неестественно слабыми. Их инвестпрограммы свёрнуты, а владельцев заботит лишь поддержание текущих обязательств. Горизонты перспектив им «видны» как тёмной ночью. Причём это касается как недо-, так и уже реформированных естественных монополий.

Так, реформа энергетического гиганта РАО «ЕЭС России» была объявлена завершённой ещё прошлым летом. Казалось бы, прошёл почти год, а угроза остаться без света в домах многими обсуждается всерьёз. Почему?

На грани взрыва

Реформа должна была демонополизировать отрасль. Поэтому из РАО были выделены 23 независимые компании, только две из которых остались в руках государства. В частные руки были отданы генерирующая (производство) и сбытовая (продажа) деятельность. У государства остались сетевая (путь от электростанций до подстанций), распределительная (от подстанций до домов) и диспетчерская (контроль) деятельность. Основной целью такого разделения было привлечение денег для модернизации старых и создания новых мощностей, чтобы решить вопрос с потерей электроэнергии, а также с её дефицитом.

Итог на сегодня... Падение акций генерирующих компаний. Инвестиций почти ноль — отказ от модернизации старых мощностей. Минэнерго уже признало, что в ближайшие 5 лет новых мощностей может быть введено в 2-3 раза меньше запланированных (до 2012 г. обещали ввести до 43 тыс. МВт). Обострились споры между производителями и потребителями электроэнергии. В арбитражные суды пошли иски от региональных потребителей с требованием позволить им закупать энергию напрямую у государственной Федеральной сетевой компании (ФСК), где цены на 1 кВт-ч ниже, чем у местных энергоснабжающих организаций.

Кризис привёл и к снижению потребления электроэнергии. По итогам первых двух месяцев 2009 г. оно сократилось на 7% в зоне Европа — Урал и на 4,5% в Сибири. Общее уменьшение этого показателя в целом по стране прогнозируется от 3 до 8%. А значит, генераторам придётся и дальше снижать свои обороты. С одной стороны — ситуация, как везде в мире. С другой — непонятно, почему позволяют сворачивать модернизацию сверхизношенных объектов, которые, как говорили сами энергетики, уже не раз были на грани взрыва? Может, пока их нагрузка упала — самое время изыскать средства и привести их в чувство? Или для этого частных энергетиков, которые научились брать на лапу не хуже чиновников, надо особо простимулировать? Ни для кого не секрет, что особенно в последнее время схема подключения по взяткоёмкости недалеко ушла от оформления земельных участков.

Останки мечты

Задумывалась реформа РАО в уверенности, что рынок электроэнергии будет расти всегда, и в надежде, что газа (топлива для электростанций) хватит с лихвой (хотя уже и в то время прогнозировался его дефицит: энергетики тревожились по этому поводу, указывая на крайне низкий КПД наших газогенерирующих электростанций). Мечтали и о притоке иностранных инвестиций, о выходе на экспорт электроэнергии в тот же Китай.

   
   

Однако в том и устойчивость рыночной модели, что регулярные кризисы сдувают пену и заставляют жить по средствам, проверяя на прочность разные модели. Кто у нас имеет самый большой рост невозврата кредитов за первые два месяца? По данным Росстата — металлурги и добытчики сырья. Те, кто под рост сбыта и цен спешил занимать, преимущественно не для модернизации производства и снижения издержек, а для покупки новых скважин — шахт — печей. У американцев кто нынче в глубокой яме? Автомобильная корпорация, которая скупила по миру чуть ли не половину автопрома, но экономить, как японцы, не научилась.

Кризис напомнил, как важно своевременно вкладываться в развитие производства, энергосбережение, модернизацию инфраструктуры. А если не получилось своевременно, то надо успеть вложиться хотя бы до наступления энергетического коллапса. А то, когда кризис кончится, останемся по-прежнему без модернизированных сетей, энергосберегающих технологий, скоростных железных и автомобильных дорог. В общем, в темноте, при лампадке.

Смотрите также: