МАК раскрыл тайну катастрофы Як-42 под Ярославлем

Сегодня на пресс-конференции специалисты МАК озвучили причины катастрофы Як-42 под Ярославлем, унесшей жизни 44-х человек.

   
   

Установлено, что второй пилот Игорь Жевелов употреблял запрещенный препарат, затормаживающий реакцию. Как показало исследование крови, это фенобарбитал.  У летчика были уменьшены рефлексы на руках и ногах вследствие неврологического заболевания.

Кроме того, и у командира воздушного судна Юрия Соломенцева, и у второго пилота Игоря Жевелова в момент взлета ноги находились на педалях тормоза.

Назван еще один фактор, приведший к катастрофе. Второй пилот и бортмеханик перед взлетом предложили командиру уйти в начало полосы, чтобы использовать всю ее длину. Однако, Соломенцев от этого отказался.

В результате, из-за торможения и неиспользования всей длины «влетки» в момент отрыва от земли скорость Як-42 была 175 км/ч, что на 25 км/ч меньше необходимого норматива.

Вывод: крушение лайнера произошло из-за комплекса причин, в числе которых нарушения в авиакомпании «Як-Сервис», плохая подготовка пилотов, неслаженные и неграмотные действия экипажа.

Кроме того, большую часть своей карьеры летчики летали на Як-40, а не на Як-42. При переподготовке они прошли теоретический курс, но тренажерная подготовка проводилась формально. При этом, оборудование Як-40, в том числе педаль тормоза, отличается от оборудования Як-42.

   
   

Журналистам показали слайды, из которых следовало, что педали тормоза у этих машин выглядят по-разному. Пилот мог просто не заметить того, что тормозит во время разгона самолета.

Переподготовка ограничилась «теоретическим курсом», в требуемом объеме переобучение выполнено не было. Тренажерная подготовка проводилась формально, с большими перерывами, контроль качества не осуществлялся. Летные документы были в большинстве своем сфальсифицированы.

Для установления всех причин авиакатастрофы специалистам МАК пришлось провести множество процедур: расшифровку бортовых самописцев, исследование места происшествия, анализ состояния воздушного судна перед полетом, проверку экипажа, натурный эксперимент, специально для которого приготовили идентичный разбившемуся Як-42.

За время расследования Росавиация приняла решение о закрытии авиакомпании «Як-Сервис», эксплуатировавшей разбившийся самолет.

Стали известны подробности переговоров экипажа Як-42. Последняя фраза пилотов: «А не мало ли стабилизатор установлен?». После этого командир экипажа добавил к углу атаки еще один градус, и самолет резко взмыл вверх.

На пути Як-42, который не смог набрать достаточную высоту, оказался маяк. Самолет протаранил его «пузом» и перешел на сваливание, пишет lifenews.

«На самом деле стабилизаторы были в норме, - заявил экс-начальник штаба компании «Як-Сервис» Сергей Устинов, который работал в экспертной группе по расследованию авиакатастрофы по приглашению МАК. - Все было установлено в летном режиме».

По словам Устинова, который уволился по убедительной просьбе руководства авиакомпании, как и весь летный состав после лишения фирмы лицензии на полеты, из переговоров экипажа ясно, что никто не предвидел трагедию.

«Они разговаривали в штатном режиме, абсолютно не нервничая, - продолжает Сергей Николаевич. - Никто ни разу не произнес слово «тормоз», «тормозим» или «торможение». Единственная фраза - последняя про стабилизатор. И то она была сказана легко – вопросом».

Устинов предполагает, что в названной версии катастрофы комиссия МАК руководствовалась ЧП прошлых лет, а не реальными результатами расследования. «Были случаи, когда пилоты на ЯК-42 тормозили случайно, но те случаи не привели в трагедии, - говорит Устинов. - Тогда сумели вовремя понять и устранить проблему. Я не верю, что этот экипаж допустил подобную ошибку».

Бортовые самописцы Як-42 не пишут данные о работе тормозной системы, поэтому никто и никогда не сможет сказать, в каком режиме работали тормоза. Еще больше эксперта заинтересовал тот факт, что в сведениях о происшествии и расшифровках переговоров нет огромного куска переговоров с диспетчером.

Сергей Николаевич, как и все члены летной комиссии, работавшие с МАК по расследованию данной катастрофы, подписал заключение о причинах гибели борта. По его словам, комиссия назвала ошибку экипажа лишь возможной причиной.

«Там было написано: «Возможной причиной авиакатастрофы стала ошибка экипажа», - говорит Устинов. - А мне хотелось бы, чтобы МАК назвал реальную причину. Вы посмотрите, часто ли у них в расследованиях виновато что-то, кроме экипажа».

Председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов заявил, что один из пилотов имел проблемы со здоровьем, приведя заключение специалистов неврологического центра имени Вишневского Минобороны. По словам Морозова, «с 2000 года у второго пилота отмечалось снижение рефлекса на ногах». Кроме того, Игорь Жевелов употреблял запрещенный фенобарбитал с 2007 года.

Напомним, что 28 октября из НИИ скорой помощи имени Склифосовского выписан единственный выживший в авиакатастрофе Як-42 под Ярославлем бортинженер Александр Сизов.

В результате крушения самолета он получил множественные переломы ребер, оскольчатый перелом бедра, проникающее ранение головы с повреждением головного мозга и ожоги 15% тела.

42-летний Сизов заявил СМИ, что готов продолжить профессиональную деятельность, так как очень много отдал ей. Но, по словам бортинженера, возможно, он откажется от полетов.

Як-42, следовавший рейсом «Ярославль – Минск», потерпел катастрофу 7 сентября, в 16.02, у поселка Туношна. На борту находился первый состав хоккейного клуба «Локомотив», включая тренерский штаб. Жертвами трагедии стали 44 человека – 37 членов «Локо» и 7 членов экипажа.

Первыми на место крушения лайнера прибыли полицейские Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу, которые спасали выживших, напоминает АиФ. Позднее один из спасенных – игрок «Локо» Александр Галимов - скончался в клинике в Москве. В катастрофе выжил лишь бортинженер Александр Сизов.

Специалисты Летно-испытательного института имени Громова также пришли к выводу, что причиной крушения самолета Як-42 под Ярославлем стал человеческий фактор.

Это показала серия летных экспериментов. Летчики института имени Громова поднимали в воздух Як-42 в подмосковном Жуковском, соблюдая все параметры взлета самолета 7 сентября в ярославском аэропорту «Туношна». Пилот-испытатель повторил действия своего погибшего коллеги.

Смотрите также: