Природные катастрофы: почему их число растёт?

   
   

…Мир всё чаще содрогается от ударов всевозможных стихий. О том, отчего так происходит и что делать, читателям «АиФ» рассказывает академик Виктор Осипов, директор Института геоэкологии им. Е. М. Сергеева РАН.

Рубим, вот и тонем

Катастроф действительно стало больше. За последнее столетие - почти в 20 раз.

Если в начале ХХ века в мире в среднем в год регистрировалось 10 крупных катастроф природно-техногенного характера, а в середине века - 65, то в конце насчитывалось уже по 200. От стихийных бедствий за столетие погибло 8 млн. человек. Не стоит забывать о материальных потерях. Цунами 2004 г., погубившее более 200 тыс. человек, нанесло экономический ущерб в 10 млрд. долл. Три памятных урагана 2005 года - «Катрина», «Рита» и «Вильма» - стоили американцам 156 млрд. долл. Есть примеры, когда экономические потери превышали величину валового национального продукта отдельных государств. Так было в Никарагуа в 1972 г. - ущерб от землетрясения тогда составил 209% от стоимости всей продукции, произведённой этой страной.

Может сложиться впечатление - планета за что-то мстит человеку. Но вот за что именно?

Одна из причин увеличения числа катастроф - неудержимый рост человеческой популяции. Каждый год население Земли прибавляется на 86 млн. Люди вынуждены осваивать новые территории - в итоге они оказываются там, где не стоило бы быть. Человек стал жить в малопригодных для этого местах - на склонах холмов, в поймах рек, на заболоченных участках. 

Другая причина - глобальное вмешательство в окружающую среду. Так, геологическая деятельность человека стала сравнима с природными процессами. В течение года при строительстве и добыче полезных ископаемых человек перемещает более 100 млрд. тонн горных пород. Это в 4 раза больше массы материала, переносимого всеми реками мира при размыве суши! Результат - повышение сейсмичности, опускание территорий, подтопление, провалы.

За последние десятилетия природная среда существенно деградировала.

Площадь тропических лесов ежегодно уменьшается на 1%. В Европе сведено 50% лесов и 70% болот, а ведь это важнейшие регуляторы поверхностного стока воды. Мы удивляемся: с чего бы это возросло число наводнений в Европе? А тут прямая связь: вырубили лес, высушили болото - резко увеличился паводок.

О глобальном потеплении и его последствиях сказано немало. Приведу лишь один пример. При повышении температуры на поверхности морей усиливаются тропические циклоны - тайфуны и ураганы. Растёт сила ветра, чаще выпадают ливневые дожди.

Приручение оползня?

Нельзя считать человеческое общество бессильным перед лицом стихийных бедствий.

   
   

Если раньше усилия многих стран были направлены на ликвидацию последствий и оказание помощи пострадавшим, то теперь стало понятно - надо учиться предупреждать катастрофы. Затраты на прогнозирование и обеспечение готовности до 15 раз меньше по сравнению с предотвращённым ущербом. И нужна принципиально новая теория прогнозирования. Сейчас в разных странах разрабатываются методы составления карт риска. Такие карты могут показывать риск отдельных процессов - например, по сейсмической, оползневой, паводковой опасности. А могут оценивать риски в комплексе. Скажем, для жителей города составляется подробная карта, когда и в каком его районе вероятно ЧП природного характера, сколько будет жертв, каков материальный ущерб и т. д. Такие карты есть уже и в нашей стране.

Многие природные опасности, увы, не поддаются регулированию. Человек ещё не научился управлять землетрясениями, извержениями вулканов, изменениями климата.

Но оползни, сели, наводнения теоретически можно считать управляемыми. Уже сейчас научились управлять некоторыми гидрометео-процессами - регулировать выпадение ливневых дождей, предотвращать уничтожение градом сельхозкультур. Не исключено, что новые научные открытия помогут справляться и с более серьёзными природными опасностями.

 

Смотрите также: