В небе над Подмосковьем чуть не столкнулись два самолета. 24 апреля удалось избежать столкновения Ту-154, выполнявшего рейс по маршруту Москва - Самара, с Boeing, летевшим во Владивосток. Инцидент мог бы закончиться трагедией, если бы не старания московских авиадиспетчеров. Известно о предотвращении авиакатастрофы стало только накануне. Опасная ситуация возникла недалеко от населенного пункта Черусти Шатурского района. По словам главы Росаэронавигации Александра Нерадько, самолет одной из ведущих российских авиакомпаний Ту-154, взлетев из Внуково, набирал высоту с выпущенными шасси. Из-за этого авиалайнер начал терять высоту.
Если бы не диспетчер Московского центра автоматизированного управления воздушным движением Илья Куракулов, то самолет Ту-154 мог бы уйти в плоский шторм штопором, из которого большой уже не сумел бы выйти. Тогда столкновение с самолетом Boeing, летевшем из Домодедово по этому же воздушному пути, но ниже и на удалении 4 километров, стало бы неизбежно. «Я выполнял свою работу. Следил за мониторами и не терял бдительности», - скзаал Каракулов, комментирую свои действия. На предотвращение авиакатастрофы у Ильи Каракулова была всего секунда. Всего инцидент по сближению двух самолетов длился 15 секунд.
На борту обоих самолетов находилось примерно 300 пассажиров. Все они оказались на волосок от смерти. Сейчас решается вопрос о представлении Ильи Каракулова к государственной награде за проявленный профессионализм и удачные действия.
39 летний Илья Александрович Каракулов уже 17 лет работает в Московском центре автоматизированного управления воздушным движением. Туда он пришел сразу после окончания Санкт-Петербургской академии гражданской авиации. Илья в совершенстве владеет английским языком, и может вести радиосвязь при управлении воздушным движением на иностранном языке. Коллеги по работе говорят об Илье Каракулове, как о дисциплинированном, уравновешенном, обязательном и порядочном работнике.
Специалисты считают, что пилот самолета Ту-154 нарушил требования, предусмотренные Национальными правилами полетов. Он не сразу прореагировал на замечания диспетчеров и забыл закрыть шасси после взлета. Теперь его действия оценивает комиссия в Росавиации. Пока допустивший ошибку экипаж Ту-154 отстранен от полетов. По некоторой информации пилота просто не было в кабине, хотя с момента взлета прошло всего 10 минут и лайнер еще не занял свой эшелон. В Самаре экипаж «Ту-154» прошел медосвидетельствование, по результатам которого был допущен к обратному перелету. Так что причину неадекватного поведения пилотов предстоит определить комиссии. Если вина пилота, спровоцировавшего ситуацию, близкую к катастрофе, подтвердиться, то его ждет наказание. Согласно законодательству РФ, пилотов могут через суд лишить права управления воздушными судами на срок до одного года.
24 апреля показательным стало то, что пилоты «Боинга» оперативно откликнулись на команду авиадиспетчеров и прекратили набор высоты. Тем самым они спасли жизни своих пассажиров. Стоит отметить, что чаще всего пилоты начинают реагировать на команды диспетчеров через 30-40 секунд, что может повлечь за собой авиакатастрофу.
Диспетчерский состав Московского центра автоматизированного управления воздушным движением для повышения безопасности полетов активно работает с авиакомпаниями. По мнению руководства московского центра, это поможет повысить взаимопонимание между летчиками и диспетчерами, а значит, и уровень безопасности полетов.
Большую роль в удачном исходе инцидента сыграла оснащенность Московского центра автоматизированного управления современной резервной системой слежения полетов. Система четко показала, как Ту-154 начал снижаться. Как отметил Александр Нерадько, для дальнейшего совершенствования московской базы уже подготовлена документация по строительству нового современного центра, и сейчас она проходит госэкспертизу. Несмотря на то, что бюджеты всех уровней на данный момент сокращаются, на оснащение московских авиадиспетчеров деньги остались прежними - 3,4 миллиарда рублей. Глава Росаэронавигации надеется, что центр будет построен в течение трех лет. По его мнении, после выхода из кризиса, когда объем авиационных перевозок будет опять расти, московский авиаузел будет подготовлен к обеспечению нормальной безопасности движения в воздухе.
В феврале 2006 года в американском штате Висконсин инцидент с двумя транспортными самолетами закончился куда трагичнее. Лайнеры одновременно взлетали из аэропорта города Милуоки, неподалеку от которого и произошло столкновение в воздухе. Один из самолетов упал на землю и загорелся. В результате произошедшего инцидента три человека, находившиеся на борту этого самолета погибли. Второе воздушное судно смогло долететь до аэропорта и совершить посадку. Никто из находившихся в этом самолете троих человек не пострадал.
15 января в аэропорту Махачкалы Уйташ два самолета Ил-76 столкнулись прямо на взлетно-посадочной полосе. От столкновения возник пожар, погибли пять членов экипажа, находившегося на рулении, один получил тяжелые ранения. «По невыясненным причинам, возможно, из-за порыва ветра, садившийся самолет задел крылом стоявший на взлетной полосе другой Ил-76, полагают в МЧС. В результате столкновения оба лайнера загорелись», - отметили в пресс-центре внутренних войск. Один из самолетов Ил-76 находился на рулении в аэропорту Махачкалы, он перевозил личный состав внутренних войск. Второй самолет Ил-76 садился в аэропорту, на борту также находились солдаты внутренних войск.
Смотрите также:
- Пассажиры аварийно севшего в Коми борта Ту-154М боятся лететь в Москву на самолете →
- Экипаж Ту-154, который чуть не столкнулся с «Боингом», отстранен от полетов →
- Истинная причина крушения ЯК-42 – отказ техники? →