О том, как школьникам справиться с нагрузкой, что нужно делать родителям, и как не подорвать свое здоровье корреспонденту «АиФ на Мурмане» рассказал детский психолог, автор книг о психологии и создатель собственной реабилитационной программы по снятию нервной нагрузки подростков Анатолий ВАЙНЗЕР.
Способ остановить себя
- Анатолий, в период подготовки к экзаменам школьникам, да и студентам, нужно запомнить много информации. Можете дать пару советов, как сделать это максимально эффективно?
- Активность вашего внимания и умственной деятельности можно повысить, например, с помощью приятных запахов (лимон, лаванда) или при наличии негромких фоновых звуков (приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и др.). Не следует, забывать, что умственную деятельность повышают манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают мозговую активность. Поэтому, вам при такой работе следует через каждые 15 минут делать короткую паузу (1-2 минуты).
При однообразной деятельности лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. В это время можно расслабиться, посидеть с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: потанцевать под музыку, сделать несколько ритмичных движений.
Сбросить внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена вам помогут методы саморегуляции. Самые эффективные - основаны на использовании человеческих возможностей, которые он имеет «под рукой». Они связаны с разумным планированием режима труда и отдыха. Когда вы начинаете испытывать во время подготовки к испытаниям психоэмоциональное напряжение, сильную усталость, а, может быть, и теряете самоконтроль, вам надо найти способы «остановки» себя.
- Как нужно вести себя родителям в период экзаменационной «трясучки»?
- Очень часто слышу от педагогов и родителей, что «экзамен - это стресс». Ребенок долго и мучительно готовится к нему, но результаты оставляют желать лучшего. Почему так получается? Причин несколько. Первая - перенапряжение, из-за которого на экзамене очень трудно сконцентрировать внимание и выдать всю накопленную за время подготовки информацию. Перенапряжение, прежде всего, связано с тем, что ребенок не умеет рассчитывать свое время. А в школе редко учат, как готовиться к экзаменам.
Другая причина провала на экзамене - неверие в успех. Взрослые часто напутствуют ребенка словами: «Ты мало работал, плохо занимался, ничего у тебя не получится». И это вместо того, чтобы всячески его подбадривать и успокаивать. Мы такие враги своим детям, что собственноручно повышаем их тревогу? Совет взрослым: словами, взглядом, жестами показывать, что не сомневаешься в способностях и успехе школьника или абитуриента. Не нужно программировать неудачу!
Давайте настраивать ребенка на успех, чтобы у него появился кураж. Когда-то мой старый преподаватель математики говорил: «Немудрено сдать то, что ты знаешь, попробуй сдать то, чего ты не знаешь!» Он имел в виду способность извлечь из памяти ту информацию, которую, кажется, напрочь забыл. Но информация не теряется бесследно, просто в предэкзаменационном «мандраже» ребенок теряет даже то, что он очень хорошо знал.
Диагноз - «неуспешность»
- Вы практикующий психолог. С какими проблемами чаще всего к вам обращаются родители школьников?
- Самая распространенная проблема - школьная «неуспешность». Проблема школьной «неуспешности» гораздо шире проблемы школьной неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности, содержащее немало компонентов, имеющее свои характеристики. Это целый комплекс проблем, которые возникают у ребенка при систематическом обучении и приводят к ухудшению состояния здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и только в последнюю очередь - к снижению успешности обучения».
Среди факторов, влияющих на появление школьных трудностей, существуют экзогенные (факторы внешней среды) и эндогенные (факторы роста и развития ребенка). Причины школьных трудностей в обучении очень разнообразны. Только знание и понимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков и адаптивного ресурса позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем. И выбирая методику помощи ребенку, необходимо, прежде всего, найти проблему, вызвавшую затруднение.
- Это может привести к серьезным психологическим заболеванием?
- Сейчас синдром школьной неуспешности, как и синдром дефицита внимания - дислексию и дисграфию - относят к заболеваниям. Но синдром школьной неуспешности очень часто подменяют комплексом школьных проблем, именуемых школьными трудностями. Этот синдром характеризуется страхами, неврозами, стрессами, вызванными, в основном, несоответствием между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка.
Риск его возникновения появляется тогда, когда с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей или педагога. Усугубляется это тем, что постоянное опасение ребенка сделать ошибку отвлекает его внимание от выполняемых им заданий, а он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Постоянного состояния волнения и тревоги приводят к низкой результативности, что в свою очередь ведет к серьезным неврозам.
Беседовала Арина ВИОЛОВА
Смотрите также:
- Первые 2-3 недели адаптации первоклассника к школе получили название «физиологической бури» →
- Призвание учить. Почему сеять «разумное, доброе, вечное» стало сложнее? →
- Первоклассников всё больше →