Статистика начала прошлого века печалит - общая смертность в Карелии, по данным 1913 г., составляла 30,2 чел. на 1 тыс., особенно велика была детская смертность: каждый третий ребёнок умирал на первом году жизни, до пятилетнего возраста доживало лишь около половины.
В то же время для большинства населения квалифицированная медицинская помощь была, в сущности, недоступна: в 1913 г. в Карелии работали 13 больниц и 87 фельдшерских пунктов с 24 врачами и 147 работниками среднего медицинского персонала. Неудивительно, что вплоть до XX в. населению приходилось пользоваться только средствами самолечения и врачевания, унаследованными от предшествующих поколений. При этом если не хватало собственного умения и знания, обращались за помощью к более авторитетным «знатокам» - tietаjа, tiedаi и т.п., то есть к знахарям. Те лечили заговорами, разнообразными травами и тем, что ныне называют лечебным массажем.
От крапивы до брусники
Заготовкой трав, по информации иследователей сайта www.vottovaara. ru, занимались пожилые женщины, которые нередко привлекали к этой работе наиболее сообразительных и наблюдательных детей, показывая им, какие растения где растут, как и когда их следует собирать. Сушили травы втайне от других членов семьи и хранили затем в укромном тёмном месте.
Любопытно, что часть этих средств и ныне используется в медицине в качестве вспомогательных методов лечения. Главным средством от простуды, по карельской традиции, считалась универсальная лечебница - баня. Больного парили берёзовым веником в жарко натопленной бане, а после бани поили настоем из сушёной малины (веток и ягод) или крапивы (листьев). При «простудном» кашле и боли в горле (то есть при ангине) пили настой зверобоя, подорожника или мать-и-мачехи. При головных болях простудного характера лечились настоем из ягод рябины. «Ломоту в костях» лечили в бане, натирая больные места соком травы мокрицы. Более разнообразны были у карелов средства лечения кожных болезней. Для лечения фурункулов употребляли сок свежей крапивы и мокрицы, которым после парения в бане смазывали больное место. На ночь на нарыв привязывали листья таких растений, как берёза, мать-и-мачеха, подорожник, медвежьи ягоды, репейник (его же применяли и при лечении опухолей). При расстройстве желудка очень часто применяли сушёные ягоды черники и черёмухи, настой ромашки, ольховых серёжек, волчьих ягод. От изжоги заваривали кипятком бруснику и этот морс пили.
Медвежья лапа
Одним из широко распространённых в прошлом рациональных способов лечения (особенно у северных карелов) был массаж, которым занимались преимущественно бабки-профессионалки. При колотье в груди или боках натирали больное место медвежьей лапой (северные карелы), сушёным свиным пятачком (южные карелы) и при этом приговаривали: «Pocin korza ota kibu»! - «Свиное рыло, возьми боль!» Секрет такого лечения заключался в усилении кровообращения под воздействием массажа кожи.
Мудрость или знание?
В общем, если не рассматривать магическую составляющую такого рода действий - а как известно, практически каждый народный целитель использовал разнообразные заговоры - и взглянуть на тему с точки зрения современной медицины, то можно признать: вековой практический опыт карелов позволил им постепенно выделить те местные травы и ягоды, которые действительно обладали лечебно-профилактическим средством. В сочетании с баней, массажем и психологической уверенностью пациента в неминуемом излечении это могло приносить свои плоды. Другое дело, что травами трудно заменить медицину, и если вы собираетесь использовать опыт предков при лечении того или иного заболевания, то проконсультируйтесь с лечащим врачом.
Смотрите также:
- Обследование для здоровых: Болезнь проще предотвратить →
- ТОП-10 медицинский открытий 2008-го →
- Как отличить мигрень от рака →