О всех тайнах холестерина рассказывает Рафаэль Оганов, академик РАМН, директор Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Росмедтехнологии.
— Как могут одновременно существовать плохой и хороший холестерин? Это что — разные вещества?
— Это одно вещество, но в нашем организме оно присутствует в разных формах, которые могут быть вредными и полезными. В крови холестерин плавает в соединении с жирами, белками и другими соединениями — такие комплексы называются липопротеинами. Они бывают высокой плотности, для краткости мы обозначаем их просто ЛВП, и холестерин в их составе часто называют полезным и низкой плотности (ЛНП) — в них холестерин вреден. Общий холестерин содержит обе эти фракции. Но для лечения и профилактики заболеваний сердца и сосудов реально мы можем снижать вредный холестерин, оседающий на стенках сосудов. Наши возможности повышать полезный холестерин в составе ЛВП ограничены. и если при лечении он не снижается или даже увеличивается, то это замечательно.
Свой или чужой?
— Оказывается, наш организм сам производит холестерина гораздо больше, чем получает его из пищи. Какой из них более опасен — свой собственный или из пищи?
— Действительно, большую часть холестерина синтезирует наш организм в печени, меньшую часть — 20-25% мы получаем из пищеварительного тракта. Причём не только из еды — немало холестерина содержится в желчи, и он тоже всасывается в кровь из кишечника. Поэтому при лечении в первую очередь пытаются перекрыть главный и самый мощный источник холестерина — подавить его синтез в печени. Для этого используют статины. Так называют группу, в которую входят пять лекарств: симва-, лова-, флюва-, аторва- и розувастатин. В многочисленных исследованиях доказано, что они реально снижают плохой холестерин и спасают жизни миллионам людей. На Западе это лекарства № 1, ведь их назначают практически всем, у кого есть заболевания, связанные с атеросклерозом, даже если у них холестерин не повышен, они всё равно тормозят развитие болезни.
— А почему у нас их используют гораздо реже?
— В России в крупных медицинских центрах назначают их 60-70% больных, в поликлиниках врачи менее активны, они лечат ими не более 10-20%. Но, даже начав лечиться, многие бросают. Раньше отказывались из-за цены. Но сейчас они дешевле, и главной причиной стало поведение пациентов, привыкших чувствовать быстрый эффект от лекарства. Принял нитроглицерин — через 30 секунд боль в сердце прошла, выпил гипотензивный препарат — снизилось давление. Врачи должны разъяснять пациентам, что статины действуют иначе — они, влияя на прогресс атеросклероза и препятствуя тромбозу, улучшают прогноз и продлевают жизнь. К тому же лечение ими требует труда от врача и пациента. Особенно сначала, когда нужно проверять холестерин, чтобы подобрать эффективную дозу, — не всем достаточно одной таблетки.
Безопасны только пустышки
— Многие пациенты боятся побочных эффектов, порой весьма серьёзных.
— Любой хороший препарат имеет побочные эффекты, это оборотная сторона его эффективности. Не дают осложнений только пустышки. В целом статины переносятся хорошо, серьёзные осложнения редки, и, чтобы их исключить, в начале лечения нужно брать дополнительные анализы — на печёночные ферменты и так называемую КФК.
— Насколько эффективно блокировать поступление холестерина из кишечника в кровь?
— Уменьшение всасывания холестерина иногда может привести к усилению его синтеза в печени. Например, если снизить поступление холестерина из кишечника на 38%, то его выработка в организме увеличится на 21%. Поэтому лучше одновременно подавлять и всасывание, и синтез холестерина. Для этого используют комплексный препарат, в котором есть статин и эзетимиб — вещество, блокирующее усвоение холестерина из тонкой кишки. Лекарство обычно применяют, когда одних статинов недостаточно.
— А так называемые функциональные продукты, кисломолочные напитки, йогурты и маргарины, обогащённые специальными веществами, препятствующими усвоению холестерина?
— В них добавляют стеролы и станолы, снижающие холестерин в крови процентов на 10, не больше. Поэтому их используют в основном для профилактики, но не для лечения болезней сердца и сосудов. Хотя и больным они могут быть полезны.
— Есть счастливчики, у которых холестерин из кишечника всасывается плохо, можно ли им не заботиться о диете?
— К сожалению, исследования по выявлению таких людей очень дороги и их пока проводят только в научных целях. Если они тоже будут следить за своей диетой, то это им не повредит.
Досье
Рафаэль Оганов родился в 1937 г. В 1959 г. окончил Центральный институт физической культуры, а в 1966 г. — 2-й Московский мединститут. С 1982 г. — директор Института профилактической кардиологии. С 1988 г. — директор ГНИЦ профилактической медицины. Доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, президент Всероссийского научного общества кардиологов.
Смотрите также:
- Едим много, но этого мало! Почему вокруг так много полных людей? →
- Гастрономическая мифология: Чего мы не знаем о еде? →
- ПоБЕДА витаминов? →