Как сделать Великий Новгород привлекательным?

   
   

Живет в гостинице, ест, осматривает достопримечательности, покупает подарки и сувениры. Из этих составляющих складывается картина привлекательности и не привлекательности города. Проблемы с туризмом в Великом Новгороде обсуждаются уже давно. А как город выглядит в преддверии Ганзейских дней и 1150-летия?

Жизнь в пионерском лагере

Ганзейские дни обещают быть массовыми. Помимо иностранных делегаций, приедут гости из России. Хватит ли всем места в наших гостиницах? Изначально предполагалось, что будут построены новые гостиницы на улице Великая и Студенческая, может быть, организуют палаточный городок в пригороде. Но планы скорректированы – новые отели не успеют сдать к началу XXIX Ганзейских дней, сообщила Валентина Захаркина, председатель городского комитета архитектуры и градостроительства.

Вместо этого задействуют все пригодные для жилья комплексы: существующие отели, общежития, детские лагеря отдыха.

Так, например, гостям Великого Новгорода может обойтись от 300-600 рублей за одно- или двухместные номера в социальном центре, до 11 тысяч рублей за апартаменты в престижной гостинице. В средней гостинице проживание можно купить 1-местный номер за 1750 рублей. Как рассказала «АиФ-Великий Новгород» Наталья Краснопевцева, специалист управления по зарубежным связям и туризму администрации Великого Новгорода, гостиницы для делегаций бронируются заранее. Заявки уже поданы от 70 городов из 15 городов Европы и России, всего около 1500 человек. Жить они будут как в гостиницах, так и в семьях новгородцев, которые согласились приютить иностранного гостя. Если учесть, что номерной фонд в Великом Новгороде составляет 1900 мест, то еще остается излишек. Но не все гости захотят провести ночь в номере не самого высокого класса.

- Участники экономического форума (около 100 мэров российских городов) будут жить в Санкт-Петербурге в гостинице «Пулковская», привозить их будут на автобусах, - рассказал мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев. – Некоторые проблемы по размещению делегаций есть, все гостиницы забронированы. Но будут использованы спортивные залы школ, поселим гостей в новое общежитие университета, которое сдадут в июне. Это нормальный подход – во всей Европе так делают.

Номерной фонд в Великом Новгороде составляет 1900 мест. В то же время, специалисты отмечают, что он не сможет вместить всех делегатов. Поэтому еще осенью прошлого года решили еще раз вспомнить европейский опыт и обратиться за помощью к новгородцам. Речь идет о так называемом волонтерском жилье. Обязательные требования – возможность предоставить гостю отдельную комнату, ключ от квартиры и ежедневный завтрак. Конечно, в принимающей семье должен быть человек, владеющий иностранным языком. За своё волонтерское жилье новгородец сможет получить до 500 рублей в сутки за каждого человека. База данных уже сформирована.

   
   

Общественное питание

- 75 новгородских семей согласились принять у себя гостей Ганзейских дней, - рассказала «АиФ-Великий Новгород» главный специалист «Новгородской дирекции по организации праздников» Ольга. – Мы изначально делали ставку на гостеприимство новгородцев, на их желание общаться и показать город иностранцам.

Но вариант проживания в «приемных» семьях рассматривается как запасной, «пожарный». Не известно, сколько ганзейцев захотят воспользоваться услугами волонтерского жилья.

- Уж лучше жить у кого-нибудь в семье, чем снимать квартиру без хозяев, - считает участник программы волонтерское жилье Евгений. – Мы можем показать туристам, где что происходит, проводить до места. Правда, могут возникнуть обычные в таких случаях «косяки»: рацион (многие иностранцы, например, вегетарианцы), уровень жизни (у нас не очень большая квартира) и так далее. А других трудностей мы не боимся – русские же гостеприимные.

Как отметили в Новгородской торгово-промышленной палате, последние опросы показали, что туристы, приезжающие в Великий Новгород, не всегда довольны качеством обслуживания в гостиницах и местах общественного питания. Конкретно не нравится разнообразие меню, точнее, его отсутствие, вкус приносимых яств и обращение официантов. На время праздников гостей города будут обслуживать около 200 ресторанов, кафе, бистро. Ганзейцы, которые выберут волонтерское жилье, будут получать завтрак. Проживающие в лагерях и домах отдыха попробуют настоящую русскую общепитовскую еду, которая мало изменилась с советских времен.

Мальчик Онфим или София?

Великий Новгород давно испытывает трудности с созданием бренда, с изобретением новых сувениров. Ларьки у Кремля с одним и тем же ассортиментом стоят по несколько лет. Между тем город никак кроме «древний», старый, церковный не воспринимается. А как же без будущего? Накануне Ганзейских дней и юбилея города ситуация могла бы коренным образом измениться. Но происходит это медленно. Одна из последних попыток – проведение в Великом Новгороде семинара по разработке новых сувениров. Специально перед этим была проведена экспертиза новгородского регионального продукта.

По мнению экспертов, в Великом Новгороде существующие бренды основываются на истории культуры, при этом внимание не уделяют современности, перспективам развития города. Важным аспектом туризма, по мнению Юлии Рыбаковой, исполнительного директора Северо-западного отделения Российского союза туриндустрии, является тот факт, что сейчас происходит деление культурных брендов.

- Великий Новгород должен успеть «застолбить» берестяные промыслы и изделия, иначе они уйдут в другие регионы, - прокомментировала Юлия Рыбакова.

Свежий взгляд специалистов не из Новгорода позволил по-новому оценить ресурсы города и области.

- Надо позиционировать город по-новому, - посоветовала московский эксперт Ольга Карпова. – Великому Новгороду нужно выходить на новый внешний уровень, ориентироваться на запросы потребителей. При этом многие материалы, сувениры и другую продукцию привозят в область из соседних регионов, Пскова, Санкт-Петербурга. Почему в самом городе так мало заботятся об изготовлении сувениров?

Как отмечают сами новгородцы, сувенирам не хватает индивидуальности. Например, изображение Софийского собора и других церквей используется на брелках, ложках и тарелках уже многие-многие годы. Новую продукцию практически не найти.

- Памятники истории культуры, природные и ландшафтные памятники (например, Рюриково городище), музейные экспозиции, знаменитые люди, православнее святыни особенно интересуют туристов, - отметила начальник отдела развития туризма комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области Ольга Соболева.- Но сейчас они не представлены на сувенирном рынке области.

В семинаре по разработке новых сувениров вместе принимали участие мастодонты туризма и начинающие дизайнеры НовГУ. Храмы, соборы, объекты культуры, легенды и даже реальные исторические личности – малый список из полного перечня, который был предложен в качестве объектов новой сувенирной продукции. Среди них - образ мальчика Онфима, взятого с новгородских берестяных грамот.

Как отметили в комитете культуры, туризма и архивного дела Новгородской области, при условии дальнейшей доработки, образы, предложенные студентами и профессиональными дизайнерами, могут быть использованы не только при создании новых сувениров, но и при разработке упаковки для сувенирной продукции.

Как о примере новаторских идей можно говорить о дорогостоящих сувенирах для VIP-персон, которые посетят город во время Ганзейских дней. Коллекционные монеты с изображением культурных объектов Великого Новгорода изготовлены из драгоценных металлов. У Уральских мастеров заказаны миниатюры памятника «Тысячелетие России», выполнены они из бронзы в размере 11 и 30 сантиметров. Но такие подарки выпущены ограниченным тиражом – достанутся не всем туристам и не всем будут по карману. А миниатюры главного памятника города вообще появятся только в штучном количестве.

На турииндустрию Великого Новгорода влияет целый комплекс условий – приближенность к Санкт-Петербургу, консерватизм туристических маршрутов, нежелание искать новые возможности, когда доход приносят старые «изобретения». Но при этом, Великий Новгород может сказать новое слово, заявив о себе. Возможно, в ближайшем будущем мы увидим новую продукцию в оригинальном решении.

Смотрите также: