Это первая в Заполярье совместная экспозиция членов союза фотохудожников России - Александра Степаненко, Вячеслава Басова и Юрия Воронцова.
85 черно-белых фотографий разных жанров, отобранные из архивов мэтров фотоискусства, - это ностальгия, воспоминания о прошедших годах, трогательные и немного печальные. Самой «взрослой» фотографии исполнилось 36 лет. Портреты, пейзажи, фотоочерки, представленные на выставке, были сняты в разное время, в разных уголках Кольского края и страны.
Особое внимание посетителей выставки привлекла серия работ председателя Мурманского отделения союза фотохудожников страны Александра Степаненко «Здесь жить нельзя».
- В белорусской деревне Киселевка, что в Могилевской области, родились и выросли мои родители, там и я проводил каждое лето. В Киселевке до сих пор живут мои родные, - рассказывает Александр Степаненко. – После аварии на Чернобыльской АЭС, в деревенском укладе ничего не изменилось – детвора бегала ловить раков на речку, молодежь все также собиралась под вербами, вот только за огородами появились таблички «Радиоактивность. Опасная зона!». Мой дядя Витя рассказывал, что жителей деревни решили переселить – для этого даже построили двухэтажные дома в тридцати километрах от деревни, заявляя, что радиация там меньше. Да вот только никто в это особо не верил. Родные не хотели бросать хозяйство, землю и продолжали жить по-прежнему. Все это я увидел и запечатлел на фотопленку в 1990 году, когда приехал в родные места после восьмилетнего перерыва. Несколько дней приходилось снимать при радиации в 40 кюри…Своей фотосерией «Здесь жить нельзя» я хотел показать трагедию не одного человека, и даже не одной деревни, а трагедию всей нашей страны.
Помимо фотографий на экспозиции можно посмотреть на фототехнику, которой пользовались авторы. Для молодежи, привыкшей к «мыльницам» с автофокусом, советские фотоаппараты покажутся чем-то замысловатым, сложно поддающимся изучению. Более взрослому поколению, эта техника напомнит те времена, когда фотопленки проявлялись дома в темной ванне, а фотографии печатались по ночам в плотно зашторенной комнате под светом красной лампы.
Выставка уникальна еще и потому, что это последняя возможность увидеть черно-белые фотографии мэтров фотоискусства, снятые на пленку много лет назад.
- В будущем я буду пользоваться цифровой камерой, - говорит Юрий Воронцов. – Это намного удобнее, в первую очередь потому, что «цифра» позволяет сразу видеть картинку.
Вячеслав Басов, несмотря на то, что от пленочной техники пока отказываться не собирается, признался, что теперь его творчество полностью перейдет в «цвет», и в излюбленный жанр фотографии – пейзажи.
Экспозиция продлится до конца марта.
Смотрите также:
- Обожжённый властью.25 июля Василию Шукшину исполнилось бы 80 лет →
- «Меня учили честности». Как оставаться верным своему делу? →
- «Зеленый шершень»: жестокий и смешной →