Зрители хотят смотреть одно, а им навязывают другое

   
   

Об этом говорят данные соцопросов, которые в середине года провёл Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Опрошенные им россияне признавались, что устали от того обилия насилия, скандалов, криминальных хроник, которые предлагают им сегодня телеканалы.

Результаты опросов подтверждают и читательские письма, приходящие в редакцию «АиФ». «Кто составляет телепрограмму? Все интересные фильмы и передачи идут ночью, а по вечерам нас пичкают этими скучными долгоиграющими шоу. Л. Корнилова, Москва». «Что случилось с нашим телевидением? С утра нас «лечат» всевозможные целители - какой канал ни включи, в обед «калечат» - всем надоевшие сериалы «Улицы разбитых фонарей», «Тайны следствия», вечером «судят» - в передачах «Суд идёт», «Федеральный судья». И это повторяется изо дня в день. Куда делись всеми любимые научные, познавательные, исторические программы? М. Гайнулин, г. Холмск, Сахалинская обл.». А люди, которым дорого их душевное здоровье, всё чаще произносят фразу «Я не смотрю телевизор».

Душа просит комедий

Просмотр телевизора пока остаётся самым популярным в России способом проведения досуга: 60% опрошенных ВЦИОМом респондентов своё свободное время коротают перед «ящиком». Отчасти это происходит потому, что других развлечений либо нет (в стране с населением в 140 с лишним миллионов сейчас открыто чуть больше 1000 современных кинотеатров!), либо они слишком дороги. Отчасти сказывается сила привычки. Но ЧТО именно хочет видеть зритель в своём телевизоре? Телебоссы утверждают, что население жаждет «скандалов, интриг и расследований», поэтому за неделю на двух десятках метровых и дециметровых каналов выходит порядка 60 передач и сериалов с криминальным содержанием.

Закончилась «Зона»? Добро пожаловать в «Потерянный рай», повествующий о нелёгкой жизни проституток. Не нравятся сериалы? К вашим услугам многочисленные «Чистосердечные признания», «Чрезвычайные происшествия», «Честные детективы» и прочее, прочее... «Телевидение кончилось. Началось зло», - гласит слоган одного из телеканалов. «Руководители каналов, объясняя свою программную политику, постоянно жонглируют словом «рейтинг». Мол, раз люди смотрят, значит, им именно этого и хочется, - говорит режиссёр Карен Шахназаров, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по культуре. В рамках этой комиссии на прошлой неделе в Общественной палате прошли слушания на тему «Информационное пространство СМИ и нравственное здоровье граждан». - Но с таким же успехом можно продавать прокисшее молоко, убрав с прилавков свежие продукты, и объяснять, что именно этот товар пользуется огромным спросом, - берут же!»

Слова Шахназарова подтверждают данные ВЦИОМа. На вопрос «Что вы предпочитаете смотреть по телевизору?» 59% -  больше половины населения страны! - ответило: старое советское кино. А среди жанров безоговорочно лидирует комедия. 41% получает удовольствие от просмотра современных российских фильмов, 32% включают телевизор в то время, когда там идут развлекательные, игровые телепередачи, 25% аудитории привлекают проблемные программы, 8% охотно смотрят трансляции концертов классической музыки, 9% - театральные постановки. В процентах количество телезрителей-меломанов или театралов кажется незначительным. Но в реальности-то это несколько миллионов человек. То есть телеаудитория в массе своей оказывается гораздо умнее, чем те передачи, которые ей навязываются.

Сталин против Обамы

Так почему же теленачальники упорно волокут в эфир информацию со знаком «минус» - семейные скандалы знаменитостей, рассказы о маньяках и насильниках, репортажи с места трагедий, бесконечные телесериалы, построенные на криминальной тематике? «Политику, которую выбрали каналы, я называю политикой понижающегося рейтинга, - объясняет социолог, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. - Потому что значительно легче привлекать зрителей, работая на древнейших конструкциях нашей психики: ожидании смерти, сексуальных влечениях, переживаниях возможного насилия… Вот и получается, что многие передачи российского прайм-тайма тянут человека вниз.

   
   

К чему это приводит? Мы получили общество с беспредельно расшатанной моралью. Наше телевидение выращивает  народ, сознание которого совершенно не соответствует вызовам времени. Приведу один пример: даже далёким от политики людям сегодня ясно, что Барака Обаму в президенты США выбрал Голливуд и американское телевидение. В начале 60-х годов от 7 до 9% американцев лояльно относились к афроамериканцам. А нынешним летом более 90% граждан США были готовы видеть своим президентом человека с другим цветом кожи. Всего 45 лет работы телевидения и кино понадобилось, чтобы изменить сознание нации. Потому что тогда, в 60-70-х, люди, стоящие в Америке у власти, испугались и осознали: если они хотят оставаться крупнейшей экономикой мира, надо воспитывать в обществе толерантность, политкорректность. А что происходит в России?

В 1988 году от 8 до 12% россиян положительно оценивали вклад Сталина в историю нашей страны. Сегодня, в декабре 2008 г., к Сталину относятся положительно уже 53% россиян! Это увеличение симпатии к Сталину не в последнюю очередь - заслуга телевидения. О каком строительстве инновационного общества можно говорить в стране, где Сталин остаётся тотальным мегагероем.

Эта проблема не осознаётся властями как огромная драма! Хотя, на мой взгляд, работа, которую проводит в мозгах зрителей канал НТВ намного опаснее, чем Беслан».

Мимо сердца

Пока власти предпочитают не замечать того, что происходит на телеэкране, сами зрители всё активнее протестуют против тех блюд, что им предлагает российская «телекухня». 58% россиян приветствовали бы введение на телевидении государственной цензуры. Разговор идёт о другом: 40% опрошенных считают, что цензура поможет сократить количество насилия, разврата, пошлости на экране, 22% полагают, что благодаря ей станет меньше клеветы и дезинформации, 9% считают, что это уменьшит разлагающее влияние телевидения на детей и молодёжь. Создатели программ пытаются объяснить: мы делаем такие передачи, потому что жизнь вокруг мрачна и тяжела. Мы лишь отражаем действительность. Да и не действительность это вовсе, а вымысел, картинка. Однако грань между телевымыслом и действительностью становится все более иллюзорной.

«Люди постепенно отучаются думать, потому что  информацию по телевидению им преподносят в готовом виде, всё разложено по полочкам: хорошо - плохо, правильно - неправильно, - объясняет Василий Рыжов, профессор кафедры психологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Добролюбова. - А объём этой информации настолько велик, что зритель не успевает её переработать, передумать, пропустить через душу. Она остаётся непережитой, не затрагивает сердце. Из-за этого у человека вырабатывается привычка не относиться серьёзно к трагедиям, с которыми он сталкивается. Он теряет представление о том, насколько ценна жизнь и как сильно отличается она от смерти.

Какие же рычаги есть у современного общества, чтобы корректировать, регулировать деятельность телевидения, радио, печатных СМИ? Что можно противопоставить диктату рейтинга? 

Николай Зятьков, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по культуре, главный редактор «Аргументов и фактов», считает, что одним из решений проблем стало бы создание общественных советов при телеканалах: «Сейчас подобный совет организован при канале «Петербург - Пятый канал». Мы будем следить за его работой.

Экономический кризис ещё сильнее обострил вопрос: что именно телеканалы предложат аудитории? Начнут ли зрелищами сомнительного качества отвлекать людей от серьёзных проблем? Очевидно, что для всего общества  подобные действия приведут к негативному результату. Поэтому сейчас очень важно сказать «стоп!» наметившимся опасным тенденциям. А мы, в свою очередь, возьмём под пристальный контроль Общественной палаты программную политику каналов, и постараемся свести к разумным пропорциям долю щекочущих нервы или играющих на низменных инстинктах шоу и программ, отстаивающим духовные ценности. Потому что зрители (а это - все мы) должны в конце концов получать то телевидение, которое они действительно хотят смотреть, а не то, которое им навязывают телеканалы».

Что интересует телезрителей

59% населения России предпочитают смотреть по телевизору старое советское кино;

41% зрителей охотно смотрит современные российские фильмы;

25% телезрителей смотрят передачи, посвящённые острым проблемам;

11% зрителей привлекает научно-популярная или историческая информация;

10% зрителей регулярно перечитывают русскую классическую литературу;

8% телезрителей ходят на концерты классической музыки и смотрят их по ТВ;

81% зрителей воспринимает телевидение как важный источник информации;

58% зрителей приветствовали бы введение цензуры на ТВ;

40% населения считают, что цензура сможет ограничить количество пошлости, разврата, насилия на телеэкране;

9% полагают, что телевиде-ние дурно влияет на де-тей и молодёжь.

Смотрите также: