Писатель Андрей Галицкий снял умное кино про богов и людей

   
   

Автор сценария и режиссёр этого фильма – известный карельско-петербургский писатель Андрей Галицкий (правда, в киномире он предпочитает носить имя Адре Галичанин).

Что греческого в Карелии?

- Античные сюжеты в твоём фильме смотрятся вполне актуально. Ты действительно наблюдаешь сегодня некоторое «возрождение античности» или это, скорее, авторское пожелание к нашему времени?

- Бум «новой античности» в ближайшее время может даже превзойти популярность толкиенизма. В одном из отзывов, которые я подсмотрел в Интернете, говорится: «Главная мысль, которая возникла у меня после просмотра: почему я никогда не читал Платона?!» Конечно, язык Платона и Сократа сложен и непривычен для нас, детей массовой культуры. Но парадоксальным образом он способен открыть некоторые загадки нашего времени.

Я вспоминаю, как в студенческие годы меня зацепила фраза преподавателя античной литературы Петрозаводского университета Татьяны Мальчуковой о кризисе гуманизма в современном искусстве. Она считала, что гуманизм был в античности, а потом человечество съехало чёрт знает куда. В начале 80-х такое мнение звучало несколько вызывающе, ибо тогда в обществе ещё было сильно упоение «успехами цивилизации». Да и я в том возрасте не мог понять всего смысла фразы. Но чем дальше мы двигались во времени к сегодняшним дням, тем отчётливее для меня становилась правота тех слов.

Что такое гуманизм? Это когда мерой всех вещей является человек. Что мы видим в современном искусстве? Человека режут, жгут и чего только с ним не делают. Достаточно посмотреть какой-нибудь новомодный фильмец или прочесть «раскрученный» пиарщиками роман. Но всё больше и больше людей, особенно среди молодёжи, отказываются потреблять эту чернуху. Грязь надоела, хочется чистоты.

- Древняя Греция и современная Карелия, казалось бы, весьма далёкие реальности. Как тебе удалось их синтезировать? Молодые карельские актёры, занятые в фильме, вошли в роль удивительно легко...

   
   

- Дело в том, что у нас нет ролей в традиционном киношно-театральном понимании. Я собрал людей, которые мне интересны, и таким способом решил поговорить с ними о вечном… Большинство из них и не ведало ни о каких «режиссёрских концепциях». На площадке надо работать не головой, а сердцем. Но в основном все вели себя «умницами» и не стремились терзать режиссёра лишними вопросами.

Мы вовсе не стремились соответствовать каким-то «канонам» в изображении божеств. Так, Илье Шкурибасу я предложил роль Эрота после того, как увидел его в драных джинсах. Муж у Афродиты появился из-за того, что вместе с приглашённой Надей на площадке возник Алексей Лебедев, с которым она незадолго до этого расписалась – сразу подумалось, что замужняя богиня любви – очень нравственно.

Естество, как принцип бытия, было присуще древним грекам. Их дух был органичен природе. Ну а карельские парни и девушки, постоянно соприкасающиеся с удивительными по красоте пейзажами, понимают, что значит общаться с деревьями и камнями, в каждом из которых обитает божество…

Наш Север – часть древней страны, откуда вышли индоевропейские народы – у античных авторов она названа Гипербореей. Известно, что гиперборейцы были солнцепоклонниками. Солнцебог древнего мира Аполлон регулярно возвращался на свою историческую родину, даже носил прозвище «гиперборейский». Вот мы и расположили его святилище в урочище Чертов стул, на водопаде Кивач в Карелии и в старом замке на территории Ингерманландии.

Достоевский в финском отеле

- Планирует ли твоя студия осуществить какие-то совместные проекты с финскими коллегами, у которых обращение к историческим мифологиям так же весьма популярно?

- Да, недавно мы начали снимать кинодилогию «Достоевский в конце лета» и «Симфония по мотивам Достоевского». Подобно тому, как в «Диалогах Платона» в нынешней Карелии неожиданно появляется Сократ, так теперь с современной молодёжью будет общаться Фёдор Михайлович. Мне бы хотелось, чтобы они встретились в каком-нибудь отеле на берегах Невы. Возможно, один из финских Sokos отелей – в их интерьерах есть какая-то философская атмосфера. Во время моей недавней поездки в Хельсинки финская сторона проявила заинтересованность.

Что касается финского влияния, то оно сопровождало меня с раннего детства. Не только потому, что я изучал язык в школе. Просто вплоть до начала 90-х годов в Петрозаводске, городе, где я родился, по-фински дублировались все вывески. Было также много передач на местном TV и радио. Потом вывески стали меняться, а словоблудие нынешних пиарщиков вытеснило прежний литературный вкус. Но, несмотря на это, общность у народов осталась, и совместный карело-ингерманландско-финский кинопроект напрашивается сам собой. Ну а колоритная фигура Достоевского с его мятежностью и неуспокоенной совестью напомнит о вечных истинах.

Вызывая духи Путина и Андропова

- Как вообще тебе пришла идея снимать кино, а, допустим, не романы писать?

- Так роман давно написан. Называется - карело-финский эпос-утопия «Kautta Rutta». Действие происходит на затерянном ладожском острове, превращённом в суверенную творческую лабораторию. Наряду с людьми (и иногда обретая их облик) героями романа являются ведьмы, русалки, привидения и т. д., а главный герой (некогда рациональный адвокат) осознаёт вдруг себя не иначе, как чёртом. Также в романе задействованы Пётр I, Андропов и Путин (или их духи). Обращался в несколько издательств, но получил довольно невнятные ответы: они затруднялись определить стиль произведения.

Поскольку нереализованная энергия требовала выхода, да ещё так получилось, что в руки мне случайно попала камера во время поездки в удивительные корбозерские места Пудожья, – всё это трансформировало идеи литературных произведений в кино. И с ним проще: снял и показывай, никаких тебе издательских «форматов». Но, конечно, надо уметь видеть камерой мир по-особому…

Кстати, на меня заметно повлияли три художника: Андрей Тарковский, Лени Рифеншталь и Паоло Пазолини. Начальные буквы их имён и образовали название нашей студии «ALP».

Смотрите также: