На каждый случай – своя песня. На этнофестивале собрались тысячи человек

Ольга Миронович / АиФ

На малую родину

Ведь именно там расположен единственный в России государственный этнографический музей этой малой финно-угорской народности. На празднике собралось больше тысячи человек, в том числе около 300 самих сето из России и Эстонии. Причём эстонская «делегация» была, как всегда, весьма многочисленной.

   
   

По традиции фестиваль начался с богослужения и крестного хода, а его кульминацией стал кирмаш – большой деревенский праздник, который раньше проходил ежегодно в каждой крупной сетоской деревне и обычно был связан с именем святого, в честь которого был освящён храм в том или ином селе.

Участники праздника пели, танцевали, дегустировали национальную сетоскую кухню, запивая её «фирменным» тыквенным компотом. А вечером разожгли традиционный костер дружбы.

По словам заведующей Печорским музеем истории города Елены ВАРИКСОО, гости из соседней страны всегда рады лишний раз побывать на родной для них российской земле. Ведь печорская земля для многих из них – это действительно историческая родина. А фестиваль в Сигово – это отличный повод её посетить.

Чтобы, во-первых, снова повидаться со своими знакомыми и посетить святой для всех сето Успенский Псково-Печерский монастырь (в культуре этой народности он считается главным религиозным центром). А во-вторых, от души повеселиться потом на кирмаше.

«Ведь кто-то из них здесь раньше жил, кто-то учился. Думаю, что примерно для трети из тех, кто приезжает из Эстонии на наш фестиваль – это действительно родные места, - заметила она. - А у некоторых здесь живут родственники. Да что далеко ходить? Могу сказать, что, например, в этом году приезжали из Таллина и Выру и мои родные. Да, они дальние, но у сето дальней родни не бывает. И троюродные, и пятиюродные – все они тоже считаются родственниками».

Сама Елена – наполовину сето, наполовину – русская. Но говорит, что считает себя в большей степени сето, ей ближе эта культура. Впрочем, смешанные браки у этого малого народа – не редкость, ведь его представители издревле жили бок о бок с русскими и эстонцами.

   
   

При этом им удалось сохранить самобытный язык, хотя в Эстонии его и считают «всего лишь» разновидностью южноэстонского диалекта. Хотя в 2009 году он был включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как "находящийся под угрозой исчезновения".

За воспоминаниями

Слова нашей собеседницы о том, что для многих эстонских сето печорская земля является родной, подтвердились и на самом празднике, причём самым неожиданным образом.

Обращаясь с приветственным словом к гостям фестиваля, новая королева сето Пирет Торм рассказала, что в детстве на каникулах она каждое лето отдыхала у бабушки, которая жила всего в 2 км от Сигово, и регулярно совершала сюда велосипедные прогулки - в здешний магазин за хлебом.

«Но с тех пор прошло много лет, жизнь поменялась, и теперь мы приезжаем сюда раз в год за воспоминаниями. Спасибо организаторам и за саму эту возможность, и за замечательный музей, который вы создали здесь», - подчеркнула она.

Здесь, наверно, стоит пояснить, что есть у этого народа давняя традиция – каждый год выбирать себе короля или королеву. Причем происходит это совершенно демократично - кто наберет больше голосов, тот весь следующий год и Его величество.

При этом процедура выборов весьма оригинальна. Претенденты на корону становятся на пеньки, а их сторонники выстраиваются за ними. Чья очередь оказалась длиннее, тому и править народом. Кстати, нынешняя королева живет в Таллине и руководит собственной школой танцев. А ещё она всячески борется за сохранение сетоского языка (по словам Елены Вариксоо, он довольно заметно отличается от эстонского государственного - примерно как русский от польского).

Вообще по поводу происхождения этой малой народности есть разные версии. По одной из них сето – это потомки эстов, которые в средние века бежали с территории сегодняшней Эстонии на русские земли, спасаясь от католического гнёта рыцарских орденов.

По другой – это сохранившийся до наших времён «осколок» древней чуди. То есть, совершенно самобытный народ. Эстонские учёные чаще склоняются к первой версии, российские – ко второй.

Исторически сето проживали на территории Печорского района и ныне эстонских Пылвавского и Выруского уездов, которые до 1920 года также входили в состав Псковской губернии. Поэтому в прежние времена их ещё называли псковской чудью.

Другое устаревшее наименование этой народности – полуверцы. Дело в том, что в отличие от большинства лютеран-эстонцев, сето исповедуют православие. Но при этом христианские элементы в их верованиях очень плотно переплетены с древними языческими.

Спит, пока спокойно

Например, даже после Великой Отечественной войны во многих хуторах рядом с иконой стояла фигурка главного божества сето, бога плодородия Пеко, внешне похожая на снеговика. А жертвы святым камням, святым источникам и святым деревьям некоторые сето приносят до сих пор.

Считается, что Пеко был похож на русских былинных богатырей вроде Ильи Муромца. При этом каждый свой подвиг он согласовывал с Христом, девой Марией или апостолами. Этот герой ни с кем не боролся, а лишь творил добрые дела, обеспечивая достаток и благополучие семей. Сейчас же он спит долгим сном в Псково-Печерском монастыре и проснётся лишь тогда, когда его народу будет угрожать небывалая беда. Отсюда – и особое отношение сето к этому монастырю.

Традиционно сето были землепашцами. Выращивали зерновые, лён (который, между прочим, пользовался спросом даже в далёкой Англии), держали скот, домашнюю птицу. Но при этом, несмотря на близость Псковско-Чудского озера, они старались, насколько возможно, избегать рыболовства.

Потому что, как справедливо гласит сетоский фольклор, «на воде не только мужчины ловят рыбу, но и рыба - мужчин». Не удивительно, что когда нужда подступала настолько, что приходилось отправляться на рыбный промысел, сетоский мужчина должен был брать с собой погребальное одеяние. А когда он выходил за дверь, в доме оставались рыдающие женщины.

Хотя вообще сето – это «народ, который поёт». Достаточно сказать, что у женщин сето на каждый случай жизни была своя песня. С песнями они кормили домашних животных, с песнями - готовили обед, с песнями - ходили за водой и работали в поле.

Более того, сетоская девушка должна была знать не меньше 100 песен, чтобы выйти замуж. Иначе будущий муж мог решить, что она окажется плохой хозяйкой.

Смотрите также: