Формально он как бы существует, что-то где-то показывает (на прошлой неделе, например, спектакль «Валентинов день» был представлен в Твери на фестивале малых театральных форм), но фактически влачит жалкое существование, скитаясь по Пскову.
Артисты, которые ещё верны профессии, выживают как могут. Заслуженный артист России Сергей Попков не исключение. Он руководит театральной студией в Доме детского творчества, работает в областной филармонии. И мечтает о большой сцене...
Легендарные старики
- Сергей Владимирович, что для вас театр?
- Во всяком случае, не вешалка и не буфет. Для меня театр - это процесс познания самого себя. И в этом смысле его «инструменты»: художественный совет, главный режиссёр, труппа, где обязательно должна присутствовать преемственность поколений, - составные части, убрав одну из которых, артист оказывается в творческом вакууме.
- Театральные традиции так важны?
- На этом вся «декорация» держится. Великая Раневская уже в очень преклонном возрасте продолжала играть. Её спектакль шёл раз в месяц, но появление Фаины Георгиевны в театре, за кулисами, уже было событием. Сейчас народный артист СССР Юрий Яковлев в театре Вахтангова занят мало, но сознание того, что мэтр по-прежнему в строю, - великий стимул для молодёжи. Я с ужасом думаю о том, что будет с нашим театром, когда уйдут ветераны псковской сцены: Мирра Горская, Юрий Новохижин, Владимир Свекольников, Лариса Крамер. Это те люди, на авторитете и опыте которых в нашем пошатнувшемся здании держится практически всё. Может быть, только благодаря им Псковский академический и сохраняется. Они всегда скажут молодому артисту, что не так, где сфальшивил, поправят режиссёра, невзирая на звания и должности. Наши легендарные старики - это совесть театра. Их взгляд не даёт расслабляться.
Но кроме этого должно быть и другое, без чего театр перестает отвечать своему главному назначению – удивлять. Должна быть идея, которая сплачивала бы коллектив. Но это уже прерогатива главного режиссёра, которого у нас по-прежнему нет. «Разовые», случайные люди, приезжающие на постановку одного спектакля, не в счёт. Кому-то нужны деньги, кто-то хочет заполучить афишу, но это не есть планомерная и созидательная работа по формированию идеологии современного театра. Да и удач, на мой взгляд, у нас практически нет.
Спасайся как можешь
- А спектакль «Валентинов День» по пьесе Ивана Вырыпаева в постановке польского режиссёра Анжея Садовски тоже не получился?
- Это приятное и, увы, единственное исключение. Но показывают его от случая к случаю. И не думаю, что было правильно везти этот спектакль сейчас в Тверь. Он не игрался почти год, восстанавливать его без режиссёра - абсурд. Так в приличных театрах не поступают.
- Сергей Владимирович, вы сказали, что для театра важна идея. Какой она может быть?
- Каждый художник отвечает на этот вопрос сугубо индивидуально. Вот Вадим Иосифович Радун - его можно критиковать, с ним можно не соглашаться, но он был и остаётся личностью. Та же «Карусель», театр в исторических декорациях, - это ведь полностью его идея. В Ярославле, в Вологде нашими зрителями были пять тысяч человек: мы давали представление на берегу реки - там яблоку негде было упасть. В этом я нахожу подтверждение мысли о том, что театр - это живое искусство. Потому что живой звук, живая эмоция при всей условности театрального действия рождает слёзы самые настоящие. Очень жаль, что сегодня из нашего театра уходит именно это чувство. Вместе с ним, к сожалению, ушли зрители.
- Отреставрированный «Народный дом», если верить проекту, станет ещё краше: новейшая аппаратура, в отдельном здании будут располагаться цеха…
- А будет ли кому выйти на эту сцену? Лично меня сейчас беспокоит именно этот вопрос. Порой ловлю себя на мысли, что не видел коллег по сцене более полугода. Мы позабыли, что такое сбор труппы. И это очень тревожный знак. Были времена, когда после спектакля люди оставались в зале и спорили. На заседания худсовета приходили рядовые зрители, которым было интересно, что происходит у нас в доме. Сейчас каждый артист спасается и выживает как может. Кто-то подрабатывает продавцом, кто-то - рекламным агентом, кто-то вынужден сесть за кассовый аппарат в торговом зале. У меня ситуация немного получше: всё-таки театральная студия - это хоть какой-то тренинг. Без него артист расхолаживается, теряет квалификацию, начинает бояться сцены.
Не отговорил
- На ваш взгляд, есть у Пскова шанс сохранить театр?
- Безусловно. Но для этого следует искать новые формы работы со зрителем. Например, в Великих Луках уже сложилась традиция, когда образовательные учреждения делают театру социальный заказ - постановку на малой сцене произведений из школьной программы. Ничего в этом зазорного нет, это тоже работа, причём уже со своим потенциальным зрителем, который вырастет и придёт на взрослый спектакль. Другими словами, у театра должен быть своя социологическая служба, которая бы чутко улавливала запросы и помогала творческому составу откликаться на всё, что происходит у нас в регионе, в стране.
- А чему вы учите своих ребят в студии?
- Разному. Дети приходят, как правило, закомплексованные, стесняются себя, своих движений, есть и такие, у которых серьёзные дефекты речи. В студии они обретают уверенность в себе, учатся правильно говорить, двигаться. Это ведь не столько часть театрального процесса, сколько жизненные навыки, которые необходимы каждому. По-разному они и приходят в Дом детского творчества. Кто-то - из чистого любопытства, кого-то приводит за руку родители, чтобы не болтался после школы, но есть и такие, которые с порога просят помочь им подготовиться к поступлению в творческий вуз. Бывает такое крайне редко, и я как могу их отговариваю…
- А многих не удалось отговорить, и они всё же стали артистами?
- За десять лет существования студии - человек пять. И это примерно из ста пятидесяти, которые в разные годы занимались в театральной студии. Но скрывать не буду: если попадаются ребята талантливые, я воспринимаю это как подарок судьбы.
Наша справка: Заслуженный артист России Сергей Попков окончил Саратовское театральное училище. Работал в труппе Волгоградского ТЮЗа, с 1987 по 1998 годы - артист Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина. Сыграл более пятидесяти ролей. Творческий диапазон артиста разнообразен: романтический Алеко в пушкинских «Цыганах», нервный Треплев в чеховской «Чайке», трагедийный Эдгар в шекспировском «Короле Лире» и т.д. Почти 10 лет занимался собственными творческими проектами. В 2008 году вернулся на сцену Псковского академического драматического театра имени А.С. Пушкина, где и служит по сей день.
Смотрите также:
- Псковский драматический театр открыл 104-ый сезон премьерой →
- Павел Сергеев: «Любитьи не роптать» →
- «Монстр», который актуален всегда →