Министр и поэт спели поэму
Три года назад состоялась премьера музыкально-эпической поэмы «Струн волшебных звон» в 15 песнях. Потом были созданы музыкальные поэмы для детей младшего и старшего школьного возраста. В отличие от дебютной постановки, иллюстрации к которой были взяты у разных художников, работы для детей сопровождались рисунками одного художника - нашего земляка Владимира Лукконена. В прошлом году зрители увидели премьеру «Куллерво». Как потом выяснилось, на этом совместная работа наших талантливых земляков не закончилась. Их вдохновила идея создания к 175-летию «Калевалы» большой монооперы из 25 песен-картин. Недавно в Национальном театре республики состоялась её премьера. В трёх частях – «Здравствуй, солнце!», «Куллерво» и «Струн волшебных звон» - вместилась вся поэма Лённрота, созданная им на основе карельской и финской народной поэзии. Все песни монооперы сопровождались великолепным видеорядом из более 100 иллюстраций Владимира Лукконена. Два часа без антракта пролетели незаметно. Создатели монооперы сознательно решили исполнять все произведение без перерыва, дабы сохранить целостность впечатления. После премьеры мне удалось взять несколько экспресс-интервью у зрителей. Мнение было единодушным: спектакль удался на славу!
Вяйнемёйнен на экране
Моноопера начинается с песни Элиаса Лённрота. Это своего рода дань уважения создателя эпоса карельским и финским рунопевцам. Армас Мишин и Евгений Шорохов, в свою очередь, отдают дань великому автору, подчеркивая тем самым, что «Калевала» остаётся вечной книгой мудрости и сохранения наших национальных традиций. И вот уже на экране появляется великолепная иллюстрация рождения рунопевца Вяйнямёйнена. Он выходит из воды и ступает на берег острова. Оглядывая пустынный остров, герой эпоса думает о том, кто же засеет землю. В следующих песнях и рисунках мы видим и слышим, как Лённрот восхваляет природу, а главный герой приветствует солнце и луну. Первая часть монооперы достигает кульминации в момент рождения Сампо, которая мелет муку, соль и деньги. Кузнец Илмаринен выковал мельницу благополучия и счастья. Счастлив и он сам, ведь в награду за свою работу Илмаринен получает в жёны дочь хозяйки Похьёлы. Для Армаса Мишина, многие годы своей жизни посвятившего переводам всех созданных Лённротом версий «Калевалы», самым сильным и волнующим в произведении является образ Куллерво. Это рассказ о трагической судьбе мальчика, выросшего без родителей. Обращение Вяйнямёйнена к Создателю, где он просит никогда не оставлять детей жить без родителей, как никогда актуально и сегодня. Несмотря на большую значимость каждой части моноперы заключительная – «Струн волшебных звон» - всё же является самым сильным аккордом всего музыкально-эпического произведения. Но даже в ней выделяется песнь Матери. Боясь за судьбу своего сына, мать Лемминкяйнена поспешила в Похьёлу. Долго она ищет своего сыночка. Только солнышко знало, что её сын заброшен в реку Туонелы. Мать граблями вытаскивает сына из «быстротечной водоверти» и, соединив кости с костями, мускулы с мускулами, возвращает сына к жизни, воздавая за это благодарность Богу.
Знаковое совпадение
175-летний юбилей «Калевалы» совпал с 75-летием Армаса Мишина. Как сказал Евгений Шорохов, такие совпадения случайными не бывают. Это своего рода знак свыше. Лучше, пожалуй, не скажешь.
- Начиная работать над первой постановкой «Калевалы», - говорит Евгений Шорохов, - мы и не предполагали, что она найдёт своё продолжение и в итоге выльется в большой проект, результат которого вы сегодня увидели. Теперь наша задача – познакомить с этим произведением новых зрителей.
Эта мысль перекликается с окончанием песни Элиаса Лённрота, в котором он обращается к рунопевцам и новым поколениям с напутствием сохранять и умножать народные песенные традиции.
Смотрите также:
- Больше эротики, меньше слов: Спектакль о любви в ритмах аргентинского танго →
- Мели, Емеля…Новый спектакль «Комедиографа» →
- Не приносит мира мщенье… →