Средствами на развитие Спасо-Елеазаровского монастыря располагает Господь Бог

   
   

Об этом сегодня на пресс-конференции в Общественном центре рассказала настоятельница монастыря матушка Елисавета (Беляева).

До 1917 года это был большой развитый монастырь, благодаря которому процветала вся округа. Сегодня монастырский комплекс разделен надвое федеральной трассой. А в самом комплексе сохранилось два архитектурных памятника, среди которых Храм Трех святителей, доставшийся монастырю в состоянии «под снос», и 33 памятника археологии.

Как рассказала матушка Елисавета, власти сделали правильный выбор, отдав это культурное достояние в руки монастырю. Монастырь, впрочем, теперь имеет и определенные обязательства по охране переданных памятников. Как выяснилось памятником является и Храм Трех святителей, и 33 памятника ахреологии, и весь монастырский комплекс, о чем имеется у руководства монастыря три паспорта. Матушка Елисавета призналась, что не понимает, почему вокруг утверждения охранных зон монастыря разгорелась такая жаркая дискуссия в обществе. Подобный опыт имеют другие регионы, и там это происходит в рабочем порядке. Настоятельница предположила, что это связано с тем, что это первый проект охранных зон объекта культурного наследия, утверждаемый в Псковской области.

Проект создавался институтом «Спецпроектреставрация» и имеет все необходимые согласования в Росохранкультуре. Сегодня ему не хватает историко-культурной экспертизы, которая должна быть проведена в соответствии с недавно изданным положением об этой экспертизе, и которая в настоящее время проводится. Еще одна неувязка проекта – в нем кое-где речь идет о храме, а кое где о монастыре, в связи с чем неясно, - охранные зоны чего утверждаются. Поскольку у настоятельницы имеется паспорт на монастырский комплекс как памятник, то и именно об охранных зонах монастыря, а не храма, она и ведет речь. В скором времени доработанный проект вернется на рассмотрение в Псковское областное Собрание.

В проекте идет речь о трех зонах. Первая - охранная хона радиусом 1 км вокруг монастыря. В этой зоне разрешена сельскохозяйственная деятельность и не разрешена застройка. Матушка Елисавета отметила, что в нее не входят населенные пункты. Далее идет зона регулируемой застройки, в которой разрешено строительство зданий не выше 10 метров. Третья зона – зона охраняемого ландшафта, в ней разрешена санитарная вырубка леса. Цель охранных зон - сохранить ландшафтный дизайн памятника. В зону входит Святое озеро, о чудесных свойствах которого хранятся письменные источники в монастыре, и Святая гора, с которой начинался монастырь и которая по большому счету представляет собой некрополь.

Матушка Елисавета подчеркнула, что никаких препятствий в ведении сельскохозяйственной деятельности жителям чиниться не будет, выселять их тоже никто не собирается. Монастырь скупает земельные участки в округе по предложению и с согласия собственников. На переселение местных жителей, пожелавших воспользоваться такой возможностью, уходят миллионы рублей. Матушка Елисавета отметила, что все вопросы по строительству зоне регулируемой застройки будут решаться в комитете по культуре. При этом, 10 метров это двух, а то трехэтажный дом.

   
   

Как уже было упомянуто выше, главной целью развития монастыря – является восстановление обители во всех пространственных характеристиках. Какова площадь этих пространственных характеристик, матушка точно не сказала. Но для каких целей они будут использоваться, - поведала. В первую очередь это сельскохозяйственная деятельность, которую монастырь будет развивать настолько, сколько необходимо для того, чтобы обеспечивать себя продуктами. Нужны площади и для просветительской работы. Сегодня монастырь выкупил у муниципалитета клуб и планирует там создать культурно-образовательный центр для детей, где они будут обучаться рукоделию. В настоящее время построено здание медицинского центра, который также планируется обустроить. Пользоваться им будут не только обитатели монастыря, но и местные жители. А в дальнейшем при монастыре планируется создать детский приют и богадельню.

Как сказала матушка Елисавета, деньги на все это у монастыря берутся от Бога. «Монастырь не располагает никакими средствами. У нас нет прихода, и потому нет дохода, но средствами располагает Господь Бог. И если это надо, если это ради Христа и ради людей, то Господь находит средства», - сказала матушка и тут же уточнила, что у монастыря есть попечительский совет, перед которым и ставятся финансовые задачи.

Смотрите также: