И Союз раскололся...

   
   

Но в основе сюжета, длящегося уже несколько месяцев, лежит вовсе не конфликт кого-то с кем-то и не делёжка недвижимости и миллионов, не вопрос легитимности и законности и даже не выборы нового (т. е. прежнего) Михалкова, а, увы, нечто куда более общественно значимое. Съезд крупного творческого союза стал зеркалом общества. Да, союз сохранён. Но съезд войдёт в историю как знак раскола. Мира в мире кино нет. И вряд ли он будет.

Как  верно определил

Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино»: «Михалков - выдающийся культурный политик. Он провёл съезд невероятной важности не только для кинематографистов и культуры, но и для судьбы нашей страны. Это проблема смены идеологии, настроения всего общества. Вошедший в историю перестроечный V съезд Союза кинематографистов 1986 года стал тогда началом гласности и демократии. Нынешний же съезд, открыто кляня V, обнаружил иное: люди снова боятся».

Снова они жаждут, чтобы было кого бояться, «сильного», того, за кем «административный ресурс». И ещё - они охотно ищут врагов и голосуют подавляющим большинством за репрессивные акции.

За что боролись?

Внешне дело обстоит сколь просто, столь же и странно: за что боролся Михалков? По его словам - за единство Союза кинематографистов и светлое будущее нашего кино. За что боролись его оппоненты? В точности за то же самое. Борьба будет продолжена, а все, искренние или фальшивые, призывы к миру обеих сторон отвергнуты - это очевидно. Раскол СК произошёл - это факт. Если в декабре вопрос о легитимности прошедшего в конце 2008 г. VII съезда СК поднимали сторонники Михалкова, то теперь в наступление пошла другая сторона. Адвокат М. Хуциева Андрей Столбунов сообщил: в ближайшие дни будет подано несколько исков уже по итогам чрезвычайного съезда - о непризнании законности самого съезда и принятых на нём решений.

Найти незаинтересованное лицо, к тому же известное, оказалось почти невозможно: все люди кино буквально «проросли» друг в друга. Более или менее дельными кажутся слова артиста Евгения Стеблова: «Нужно, по-моему, создать Конфедерацию профсоюзов кинематографистов, поскольку только они имеют право законодательной инициативы».

Утонул в море лести

 

А вот о деловом характере прошедшего съезда говорить не приходится. Многие подчёркивали: «Михалков в лести не нуждается». Но зачем в таком случае было изнурять собравшихся безбрежными потоками немыслимого для уха стороннего человека елея? Один за другим выступающие выходили на трибуну со словами: «Дорогой Никита Сергеевич! Будь! Ты - орёл, а орлы не давят мух!» (Сергей Никоненко.) Михалкова называли «Гулливером» (видимо, подразумевая, что все прочие - лилипуты?). Николай Бурляев себя именовал скромно, по-былинному «Ослябей, пришедшим встать рядом с Пересветом на Куликовом поле», а Михалкова - «лидером под обстрелом, принимающим в своё мощное тело отравленные стрелы». А артист В. Конкин так и вовсе… сплясал, выйдя из-за трибуны и отвесив Михалкову земной поклон.

«Как бы ни плевали на солнце - оно останется солнцем!» - ликовала актриса Л. Виролайнен. «Просите его быть председателем союза, он добрый!» - призывала В. Талызина. К слову, обе актрисы, как и многие из воспевших Михалкова с трибуны, тут же были избраны списком в 35 человек в правление СК. Другим списком были приняты в СК на съезде и около 50 новых членов. Преимущественно молодых, во главе с Ф.

Бондарчуком. Было и буквально исключение - из состава членов СК был выведен как «раскольник» и антимихалковец известный кинокритик.

Повторю - оставим правовую, юридическую сторону дела судьям, юристам. А вот то, что Станиславский в спектаклях называл «атмосферой», - она у этого шоу и впрямь была жутковатой. Насквозь пропитанная полуистерическими, подобострастными «словоблудиями», ярыми требованиями, чтобы врагов… ну, не расстреляли, конечно, как бешеных собак, но извели. Бурляев предлагал вывести из Союза тех, кто на самом деле «украл» Киноцентр. Сам Никита Сергеевич заявил, что не будет работать с газетой «СК-новости» и её главным редактором Д. Салынским. На очереди, как можно понять из хода съезда, - некое преобразование профессиональных гильдий, их Михалков считает «кастами» и «белой костью». Словом, что касается «гнать и не пущать» - с этим всё было в порядке. И всё это, кстати, при отсутствии кворума, о чём Михалков на 2-й день сообщил съезду, предложив не обсуждать новый Устав. При этом не то что нерешёнными, но даже не поднятыми для обсуждения остаются наболевшие вопросы - господдержка в финансировании кино, авторское право, война с видеопиратами, прокат отечественных фильмов и др.

Что ж, придётся подождать обещанного Михалковым... VIII съезда СК РФ в октябре - ноябре. А пока - следить за судебными процессами.

   
   

Смотрите также: