Субкультуры в Пскове

   
   

Недавно депутаты Госдумы предложили принять законопроект "О нравственном и патриотическом воспитании и гарантиях прав детей в информационной сфере", запрещающий появление в школах учащихся в одежде и с атрибутикой эмо-кидов и готов, так как эти субкультуры "разрушают идентичность российского народа".

Инициатива, мягко говоря, неожиданная. Пока ни готы, ни эмо-киды плохо себя ни в чём не зарекомендовали. Во-вторых, они хоть и одеваются не совсем обычно, но и аморальным их стиль одежды назвать никак нельзя. В-третьих, непонятно, как именно данные субкультуры "разрушают идентичность" и каким образом "пропагандируют чуждые и вредные государству ценности"?!

Чтобы не идти на поводу у стереотипов и понять новую моду, мы решили сделать интервью "из первых рук" и встретились с представительницей готов - Ульяной.

- Ульяна, расскажите нам, пожалуйста, о молодёжных субкультурах в Пскове. Что привлекает в них молодёжь?

- На уровне Пскова субкультуры не очень развиты. Есть небольшие группы людей, которые объединены общими интересами, стилем одежды, ну и которые регулярно встречаются в определённых местах. Из субкультур в Пскове есть эмо-киды, готы, металлисты, панки и реперы. Что касается эмо-кидов, в основном, это тинэйджеры в возрасте 15-20 лет, которые занимаются обычным позёрством: одеваются в чёрно-розовое, чёлку в чёрный цвет красят, значки вешают. Сидят обычно в "Мельнице" или в "TIRe". Дальше этого дело не идёт. Мы, готы, к эмо-кидам относимся с усмешкой. Молодёжь же в субкультурах, на мой взгляд, привлекает возможность самовыразиться, ощутить некоторую свободу - выразить свой протест массовой культуре. Субкультуры по сути своей ни от кого не зависимы. В них молодёжь как-то себя и реализует. Как правило, это творческая молодёжь!

- Про готов порой невесть что рассказывают: что на кладбищах оргии устраиваете, Сатане поклоняетесь...

- Смешно! Я на кладбище не хожу и ходить не собираюсь, потому что это глупое позёрство. Может, кто-то из готов туда и ходит, но максимум человек 10. Да мне кажется, и не готы это вообще. Поэтому не стоит обобщать! Что касается сатанизма, то готы очень любят философию. Самим сатанизмом, конечно, никто не страдает, но вот поклонники у отдельных философских направлений, близких к сатанизму, среди готов есть. Например, мне импонируют идеи Лафея. Но сатанизмом это назвать можно весьма условно. Кошек на кладбище мы не убиваем, кресты перевёрнутые не носим, Сатане не поклоняемся.

- А как складываются у молодёжных субкультур отношения с государством?

- Субкультура и государство - вещи параллельные. Если неформал почует, что на него давят и хотят навязать мнение, пусть даже благородное и правильное, то он будет сопротивляться. Потому что он живет в своем мире, и одна из главных задач для него - отличаться от всех, кто не входит в эту же группу. Если уж говорить о какой-то помощи государства, то пусть это будет параллельная пропаганда приоритета разума над животными страстями. На уровне Пскова ситуация абсолютно такая же. У нас есть Комитет по делам молодёжи. Но сейчас этот комитет функционирует больше по направлению работы с вузами и творческой молодёжью в студенческой среде. Правда, не все об этом знают. Когда мы от нашего вуза направляли в КДМ своих представителей, то только два человека на собрании знали, где этот самый КДМ находится. Что и говорить...

Чтобы мы хотели от государства в качестве помощи? Пусть лучше бы не мешали ничем. Хотя... у нашей творческой молодёжи есть проблема - негде собираться. Нам интересны театры, искусство, кино. Но для того, чтобы в приятной обстановке своим кругом обсудить всё это, нужно какое-то особое место для встреч. С этим проблемы. Не знаю, хоть бы какой-то центр создали для творческого развития и т.д. Также не плоха идея с грантами. Написал человек, допустим, книгу или сборник стихов выпустил - государство могло бы ему помочь в раскрутке себя и своего творчества. Есть и другие проекты.

Дмитрий Ершов

Что вы думаете относительно инициативы Госдумы запретить ношение эмо- и готической формы в школе?

Евгения Гусева, псковичка-неформалка:

- Это в советское время было - дискриминация и запрет на индивидуальность. Нас просто хотят подогнать под шаблон! Все как матрешки на одно лицо, что ли?

И ещё: так давайте запрет на любую символику и атрибутику сделаем везде! И будут у нас милиция без погон, врачи в домашней одежде и монашки в мини-юбках!

Илья Герасимов, пскович:

- Образовательное учреждение для меня - что-то вроде места работы, и я не хотел бы видеть на своей работе людей в готичной и эмо-одежде. Просто я считаю, что есть неписаные правила поведения и внешнего вида, которые стоит соблюдать. В то же время, ученики и студенты, по идее, должны иметь право на самовыражение. Но я этого не приветствую. Кроме того, я сам не люблю готичную одежду, это тоже играет свою роль.

Виталий Павлов, пскович:

- Запрещение одежды и атрибутики приведет к еще большей популярности подобных субкультур, поскольку подростки - это такие бунтующие личности, которым часто хочется идти против правил... Введение такого законопроекта приведет к обратному эффекту.

Сергей Крючков, пскович:

- Я против ношения ярко выраженной готической и эмо-атрибутики, такой как рваные чулки, рисунки с религиозной тематикой. В принципе, пусть ходят в готическом стиле, но должны быть какие-то рамки. Например, готический деловой стиль. Все-таки это учебное заведение. И люди должны выглядеть опрятно.

Комментарий

Начальник Управления образования Псковской области Вера Емельянова:

- Образовательное учреждение, как воспитательное, должно иметь свои подходы и правила, в том числе и к одежде, в которой молодежь приходит учиться. Желание проявить себя таким образом (имеется в виду внешний облик эмо и готов) может быть реализовано в другом месте и с неменьшим успехом.

Руководитель информационной службы Псковской епархии отец Андрей (Таскаев):

- Надо не запрещать такие вещи, а воспитывать молодежь. Запрет в неготовом обществе ведет к усилению тенденций. Если мама и папа плохо воспитали ребенка и в гневе решили что-то ему запретить, ребенок сделает еще хуже. Были хиппи, были панки, все мы через это прошли, но они не разрушили самоидентичность русского народа.

Смотрите также: