Мы попросили Светлану Ярлыковскую, руководителя центра, рассказать, какие именно меры поддержки здесь оказывают.
Узнать про конкурента
- Светлана, сразу хочу уточнить: за помощью к вам могут обратиться лишь те, кто уже поставляет свою продукцию за рубеж?
- Не только. Мы помогаем и тем предпринимателям, которые только хотят стать экспортерами. Спектр услуг достаточно широк – это и проведение маркетинговых исследований, и создание сайтов на иностранных языках, и содействие в обеспечении защиты интеллектуальной собственности. Кроме того, наши специалисты могут проконсультировать по вопросам, связанным с внешнеэкономической деятельностью.
- Например?
- Например, по вопросам таможенного регулирования и декларирования, правовым и финансовым вопросам. Мы также можем подготовить анализ экономической ситуации в иностранном государстве и состояния отдельного сектора его экономики и даже собрать данные о конкурентах.
- Все это – платные услуги?
- Наш центр создан по инициативе Минэкономразвития, и часть услуг мы оказываем предпринимателям бесплатно, а часть – на условиях софинансирования. Например, стоимость регистрации объекта интеллектуальной собственности сейчас может доходить до 50-70 тыс рублей. Мы же можем на 50% компенсировать эти затраты. Или другой пример. Одно предприятие недавно захотело «зайти» со своей продукцией на белорусский рынок. Мало того, что это достаточно сложно сделать, так и первоначальные затраты на сертификацию продукции составляют около 500 тысяч рублей. С помощью нашего центра эти расходы также можно уменьшить вдвое. Что же касается маркетинговых исследований, то здесь мы можем компенсировать за счет бюджетных средств до 90% их стоимости.
Лучший экспортер
- Какие отрасли российской экономики в целом, и псковской в частности, наиболее активно занимаются экспортом?
- Согласно статистическим данным Федеральной таможенной службы, в Псковской области в первую очередь это лесозаготовка. На втором месте – производство машин, оборудования и транспортных средств. На третьем – продовольственные товары.
- Расскажите о тех предпринимателях, которые уже обратились к вам.
- Псковское предприятие попросило нас проанализировать азиатский рынок. Мы направили запрос нашим внешним консультантам, и те прислали список из трех наиболее перспективных в этом смысле стран. При этом они обосновали, почему стоит начать поставлять свою продукцию именно туда. В свою очередь, мы предложили руководству предприятия провести маркетинговые исследования этих рынков – с составлением списка потенциальных партнеров и проверкой надежности контрагентов.
- А предприниматели из районов к вам обращаются?
- Да, конечно. Есть запросы по деревообработке с выходом на рынок Германии. Еще для одного предпринимателя ведется анализ китайского рынка. Я надеюсь, что в следующем году эта работа будет вестись более активно.
- Вы занимаетесь только «индивидуальной» помощью?
- Безусловно, адресная поддержка – это только часть нашей работы. Центр поддержки экспорта занимается организацией бизнес-миссий как межрегиональных, так и международных, организовываем участие субъектов МСП региона в выставочных мероприятиях. В 2015 году коллективный стенд Псковской области был представлен международной выставке «Интурмаркет» и на выставке в рамках Международного Инновационного Форума «Российский промышленник», предприниматели смогли принять участие в ряде бизнес-миссий в Эстонию, Турцию, Чебоксары, Санкт-Петербург. В 2016 году мы продолжим работу по этим направлениям с учетом потребностей субъектов МСП нашего региона. Также мы планируем провести конкурс «Лучший экспортер Псковской области».