Примерное время чтения: 6 минут
229

«Как я хочу домой!» По дневникам княгини Гагариной хотят снять фильм

Усадьба «Холомки» занимала в жизни семьи одного из основателей и первого ректора Петербургского политехнического университета князя Андрея Гагарина особое место. Ее строительство завершилось незадолго до начала Первой мировой войны, и вскоре супруга Андрея Григорьевича, Мария Дмитриевна организовала в «Холомках» лазарет для раненых солдат. 

Фото: АиФ/ Елена Яземова

Жуткие дни неизвестности

На протяжении многих лет Мария Дмитриевна вела дневники. Несколько лет назад губернатор Псковской области Андрей Турчак за свой счет выкупил это рукописное свидетельство эпохи, в котором описываются события октября1917 года - первой половины 1918 года, из частной коллекции. А на прошлой неделе он передал его нынешнему ректору Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрею Рудскому.

Примечательно, что сама церемония передачи проходила в «Холомках», не так давно отреставрированных на средства питерского политеха. И руководство вуза заверило, что дневник Марии Гагариной будет храниться в стенах этого старинного особняка.

Фото: АиФ/ Елена Яземова

Вот лишь несколько цитат из этого бесценного документа.

Фото: АиФ

« 24-го окт. 1917 года. Холомки. Приехали сюда 24-го, а 25-го в Петрограде началось восстание большевиков. Временное Правительство арестовано. Зимний Дворец, где заседало Времен. Правит., взят штурмом; стреляли орудия из Петропавловской Крепости. Штаб округа, почтамт и телефон в руках большевиков. Говорят войска на их стороне. Керенский, говорят, скрылся. Здесь был 25 и 26 сын Гриша, вчера уехал в Петроград, так за него страшно; говорят, там стреляют в офицеров. Вообще страшно за наших в Петрограде, там Андрей и Лева, и теперь Гриша, известий от них нет и опять приходится переживать жуткие дни неизвестности, что с ними. Здесь все спокойно, тихо и мирно, но если большевики будут у власти – то можно всего ожидать.

21-го ноября. Вчера ночью у нас произошла еще кража из того же сарая, украли парную сбрую и две полости. На этот раз вор известен. Это ночной сторож, кот. мы взяли неделю тому назад и который теперь исчез с нашим единственным стреляющим ружьем, нашим тулупом и валенками! Сообщила в милицию; обещали прислать сделать дознание, но пока еще нет никого, верно находят, что для буржуев не стоит стараться. Послала в Петроград нарочного девушку Таню, привезти оттуда ружья. Пока Соня, у кот. есть браунинг, с садовником и поваром два раза в вечер делает обход усадьбы и стреляет «на страх врагам!»

29-го ноября. В Устье недавно целый взвод солдат делали обыск в домах, надеясь найти вино и сахар. Конечно, ничего не нашли, но очень было неприятно; они это делали по наущению соседних крестьян, кот. уверили их, что там запасы всего. К счастью ничего не грабили. Сегодня в Устье опять пришли крестьяне с тем же разбойником Николаем «Зариным» во главе и делали опись всего сельскохозяйственного имущества. Завтра, вероятно, придут к нам».

Выкуп за мать

Дальнейшие отношения с новой властью складывались у Гагариных также непросто. Несколько месяцев и Андрей Григорьевич, и Мария Дмитриевна провели в большевистских застенках. Но потом бывший князь получил от Советской власти охранную грамоту на принадлежавший ему дом, и летом 1920 года в «Холомках» была создана колония петроградского Дома искусств (ее еще называли Порховской колонией художников и литераторов) для поддержания голодающей в Петрограде творческой интеллигенции. В ней побывали многие блистательные художники и писатели России - Добужинский, Ходасевич, Мандельштам, Чуковский, Зощенко, Замятин.

Андрея Григорьевича Гагарина не стало в конце 1920 года. В Порховской больнице ему сделали довольно простую операцию, а через несколько дней он умер. После смерти мужа Мария Дмитриевна продолжала жить в «Холомках», но в 1925 году местные власти приняли решение выселить её за пределы губернии. В том же году вместе с дочерью она уехала в Ленинград.  

Справка АиФ
Мария и Андрей Гагарины поженились в 1879 году. В их семье родилось шестеро детей: Андрей, Сергей, Лев, Софья, Григорий и Петр. В 1918 году в «Холомках» арестовали Григория. Он был приговорён к расстрелу, но смог бежать и в дальнейшем эмигрировал в США. Там же в результате различных событий и в разное время оказались Сергей и Софья. Лев через Крым ухал из России, но вскоре умер в окрестностях Константинополя от тифа. Андрей и Пётр остались в России, и оба были арестованы и расстреляны: Андрей - в июле 1937 года, Пётр - в январе 1838 года.

В 1934 году бывшая княгиня Гагарина эмигрировала, причем отъезд стал возможен только после того, как её сыновья, к тому времени уже жившие в Америке, собрали и заплатили требовавшуюся в те годы за получение разрешения на выезд сумму в размере 3 тысяч долларов США.

«В нашей семье хранятся письма, которые присылала Мария Дмитриевна, когда уехала в Америку. Среди прочего там написано: «Как я хочу домой!». Думаю, она имела в виду именно «Холомки», а не Москву или Санкт-Петербург, где у них также были дома, - рассказала на церемонии передачи дневника Марии Дмитриевны руководству петербургского политеха ее праправнучка Елена  Арцутанова. - Я думаю, она была бы очень рада тому, что изданы ее дневники, пусть пока и небольшим тиражом. Мы не рассчитывали, что это случится. И, думаю, она была бы очень рада, что воссоздана сама эта усадьба. Может быть, смотрит сейчас с неба на все это и радуется».

В свою очередь губернатор Андрей Турчак сообщил, что есть идея сделать на основе дневника сценарий кинофильма, и что уже проведены переговоры на эту тему с несколькими российскими кинорежиссерами. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах