Эта история стара, как мира. Последний раз рекламки с информацией о том, что в городе в течение 10 дней проходит проверка счетчиков воды, жители Пскова получали осенью 2021 года. Ресурсоснабжающие компании уже не раз предупреждали, что это дело рук нечестных людей. Однако снова нашлись те, кто извещениям поверил.
Трудно не поверить
В минувшие выходные почтовые ящики в многоквартирных домах заполнили извещения. Из них следует, что в течение десяти дней некий «Водоучет» проводит работы по поверке приборов учета воды, а также их замене в случае необходимости. Там же содержится напоминание, что согласно федеральному закону все приборы учета должны проходит метрологическую поверку, без проведения которой они считаются непригодными.
«Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения требований ФЗ, вам необходимо согласовать дату и время проведения процедуры», - говорится в бумажке очень похожей на квитанцию Горводоканала.
«Единственное, что я знаю про «Водоучет», это то, что они такие рассылки делают без разбора, надо поверять или нет. Они создают видимость, что вам необходимо срочно поменять приборы учета. Как правило, о необходимости поверки счетчиков пишет либо управляющая компания, либо Горводоканал. От других компаний такую информацию следует игнорировать», - посоветовал директор управляющей компании «ПсковЖилСервис» Андрей Тарасов.
Внимательные люди обратили внимание на то, что внизу листочка написано, что извещение носит лишь информационный характер, и что поверку приборов надо проводить в случае истечения межпроверочного интервала. Но были и такие, кто принял извещение за чистую монету.
В соцсетях псковичи признавались, что получив подобное извещение и сами не сразу сообразили, что это дело рук очередных коммерсантов. Многие переживали за пожилых псковичей, которые таким рекламкам верят и, как люди добросовестные, сразу начинают звонить по указанным номерам телефонов, чтобы вызвать «специалиста».
«Я и не собиралась публиковать новость, - написала псковичка Оксана, которая информацию о липовых квитанциях разместила в соцсетях. - Думала, что можно пораскинуть мозгами и обратиться в Горводоканал, но соседка в возрасте пришла с этим рекламным листком и попросила поделиться мнением».
Мошеннические схемы
Взволнованные такой новостью псковичи обрывали и телефоны Горводоканала. Организация на поступающие звонки отреагировала моментально, объяснив, что «это не что иное, как реклама».
«Составлена она таким образом, что можно принять ее как извещение об обязательном исполнении обязательств собственников по поверке приборов учета. Недобросовестные предприниматели продолжают использовать мошеннические схемы с выдержками из действующего законодательства и информацией о тарифах для продвижения своих услуг по завышенным ценам. Муниципальное предприятие города Пскова «Горводоканал» не имеет отношения к размещенной в листовке информации», - заверили в организации.
В Горводоканале отметили, что необходимость проведения поверки зависит от сроков, указанных в паспорте каждого счетчика. Кроме того, эта информация доводится Горводоканалом до абонентов в квитанциях перед окончанием поверочного интервала. «Помните, что только собственник или наниматель жилого помещения принимает решение о замене или поверке приборов учета и самостоятельно выбирает того, кто окажет эти услуги», - подчеркнули в пресс-службе предприятия.
Подобные извещения псковичам рассылают только собственник или наниматель жилого помещения принимает решение о замене или поверке приборов учета и самостоятельно выбирает того, кто окажет эти услуги не в первый раз. Осенью 2021 года Псковское УФАС проводило проверку по факту распространения листовок на предмет их соответствия закону «О рекламе». Согласно информации на сайте Управления, по итогам проверки 30 сентября прошлого года было возбуждено дело по признакам нарушения п. 20 ч. 3 («недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара») и ч. 7 ст. 5 («не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы») ФЗ «О рекламе».
Однако 22 ноября производство по делу было прекращено. Документ в котором объясняются причины этого, не доступен для прочтения на сайте ведомства. «АиФ-Псков» направил в УФАС официальный запрос с просьбой разъяснить ситуацию.
Проверяй, не доверяй
В последние годы от действий недобросовестных предпринимателей достается все больше клиентам Горводоканала. В Псковэнергосбыте «АиФ-Псков» рассказали, что жалоб от населения по такому поводу не получали примерно с лета 2020 года. Связано это скорее всего с тем, что владельцам электросчетчиков не нужно менять устаревшие приборы учета за свой счет.
«В случае истечения срока эксплуатации прибора учета или его поломки замена счетчика происходит бесплатно для потребителей, - предупреждают в энергокомпании. - Если речь о счетчике в квартире многоквартирного дома, то его заменят сотрудники АО «Псковэнергосбыт». Во всех остальных случаях приборы учета меняют специалисты Псковского филиала ПАО «Россети Северо-Запад».
В Псковэнергосбыте подчеркнули, что и сам прибор учета, и его установка с 1 июля 2020 года являются бесплатными для потребителей. «Если сторонняя организация убеждает установить электросчетчик в квартиру или дом за деньги, знайте – это мошенники!» - добавили энергетики.