В минувшую пятницу утром пенсионера, жителя Беломорска, с утра всполошил телефонный звонок: ему сообщили, что его сын стал виновником ДТП и в отношении него собираются возбуждать уголовное дело.
Пенсионер даже не стал ничего уточнять и проверять. Собрав к обеду 250 000 рублей, он перечислил деньги на счет, который ему указали по телефону. К вечеру стало ясно, что ничего трагического не произошло, и мужчина обратился в милицию. Его заявление пополнило ряд аналогичных, связанных с мошенничествами при помощи мобильников, рассказали АиФ в пресс-службе республиканского МВД.
«В данном случае мы уже располагаем информацией, что звонок поступил из Новосибирской области, - рассказал заместитель начальника Следственной части Следственного управления при МВД по Республике Карелия Юрий Мисенко. – В производстве следователей на данный момент находится порядка двадцати уголовных дел по фактам мошенничества и покушения на мошенничество с использованием сотовых телефонов. Часть из них относится к периоду текущего года, часть – прошлого».
За счет того, что звонки поступают из далеких регионов, добытая информация обрывочна. Как правило, когда удается установить, кому принадлежит телефон, с которого звонили, и найти владельца, тот сообщает, что потерял мобильник или сим-карту. А найти ее и использовать в преступных целях мог кто угодно. То же самое и со счетами, на которые люди переводят деньги: как правило, мошенники используют данные паспортов, которые были утеряны владельцами или похищены у них. И хотя вести оперативную работу и следствие по этим уголовным делам сложно, сотрудники карельской милиции не собираются их прекращать.
Весной, в апреле этого года, несколько жителей Кондопоги стали «счастливыми» абонентами, получившими звонки с шокирующими новостями. 83-летней пенсионерке сообщили, что ее внук сбил на машине женщину, и что откупиться от милиции можно суммой 80 тысяч рублей. С трудом наскребла бабушка десять тысяч и передала приехавшему за деньгами курьеру. После этого ей оставалось только философски радоваться, узнав, что на самом деле внук жив-здоров. А смогла бы найти больше денег – лишилась бы большей суммы - как это сделал ее земляк, тоже пенсионер. Тому неожиданно позвонил «внук» из Нижнего Новгорода. История такая же: ДТП, деньги, прекращение уголовного дела. Запросили мошенники 150 тысяч, и 147 из них мужчина перевел на указанный счет. Еще одну жительницу Кондопоги преступники пытались обмануть на 120 тысяч рублей, но она вовремя рассказала обо всем мужу, тот проверил и выяснил, что с сыном ничего страшного не случилось.
«Практически все звонки в Кондопогу поступили с телефонных номеров, зарегистрированных опять же в Новосибирске или области, - продолжает Юрий Мисенко. – Еще несколько телефонов, с которых звонили мошенники, зарегистрированы в Краснодарском крае».
Кроме Кондопоги, заявления об аналогичных мошенничествах поступили в милицию в Питкярантском, Беломорском районах, в Петрозаводске. И в целом по России миллионы граждан уже стали жертвами мошеннических схем с применением сотовой связи.
Можно удивляться: как мошенники знают, кому именно звонить? Чаще не знают, но набирают номера наобум, изменяя последние цифры. Не каждый раз вообще кто-то поднимает трубку, но в конце концов удается попасть на человека, подходящего на роль жертвы.
Но не всегда мошенники используют прием с известием о родственнике, попавшем в беду – кстати, этот способ уже имеет условное название «трагедия». Кроме этого есть еще и «подарок» - мошеннический трюк, который тоже оставил без крупных сумм нескольких жителей нашей республики. В этом случае приходит СМС-сообщение о том, что человек выиграл приз – автомобиль, ноутбук или другую дорогую вещь. Нужно уточнить информацию по любезно указанному телефону. Люди звонят и узнают, что получить приз можно легко – надо лишь перечислить часть налога на определенный счет. Как правило, эта часть составляет вполне приличную сумму, с которой в здравом уме никто просто так не расстанется. Но цена выигрыша гораздо выше – это кружит людям головы, и они спешат отдать «налог». Приходит потом еще СМС: «Платеж прошел успешно!» И человек радуется, поскольку ему невдомек, что свой «выигрыш» он на этом уже получил.
Менее распространены в Карелии варианты, когда мошенники представляются операторами сотовой связи и предлагают, например, поменять тариф на более выгодный. За это надо внести оплату - а она поступает преступникам. Бывают и звонки якобы от представителей «мобильного банка» с просьбой сообщить для перерегистрации часть номера банковской карты. Такие случаи в Карелии уже были – и у людей буквально на глазах с карты утекали все деньги неизвестно куда. Еще есть разные варианты с использованием платных номеров. В частности, люди обнаруживают в неотвеченных вызовах незнакомые номера, вежливо перезванивают – и теряют деньги.
В борьбе с такими преступлениями первое дело – профилактика, разъяснение людям опасности звонков от незнакомцев. Не следует верить ни трагическим, ни радостным новостям и терять голову. Лучше успокоиться, подумать и позвонить родственникам - они, как показывает опыт, находятся в безопасности и не ведают о проблемах. Также стоит помнить, что розыгрыши призов не проводятся радиостанциями через СМС-сообщения. И операторы мобильной связи не могут звонить от имени банковских служащих. Все это умело разыгрываемые мошенниками ситуации, цель которых одна – чтобы «платеж прошел успешно». В таких ситуациях не дать мошенникам шанса – значит предотвратить преступление.