Сила в немощи
Он родился в Курске в семье богатого купца Мошнина. В возрасте семи лет поднялся с матерью на высокую колокольню строящегося храма и по неосторожности упал вниз. Мать сбежала по лестнице, ожидая найти изуродованный трупик, но увидела мальчика, как ни в чём не бывало стоящего на ногах. Через два года он сильно заболел и был уже при смерти. Ему явилась Богородица и сказала: скоро я тебя исцелю. Два дня спустя по городу в крестном ходе несли Курскую Коренную икону Божией Матери. Из-за сильного ливня процессия изменила маршрут и прошла через двор Мошниных, так что его матери осталось только поднести мальчика к чудотворному образу. Через час он стал совершенно здоров. Уже живя в монастыре, он тяжко заболел водянкой и по земным законам должен был умереть. И вновь его спасла Богородица: явившись, указала на него со словами «сей - нашего рода» и жезлом коснулась его бедра, откуда и вытекла вся вода. Посетил его однажды во время литургии и сам Христос: небо отверзлось, и Сын Божий с апостолами Иоанном и Петром, окружённый, как роем дивных бабочек, небесными силами, сошёл в храм, невидимый для остальных. Всего Божия Матерь являлась ему тринадцать раз, однажды при свидетельнице. Люди неоднократно видели, как он шёл, не касаясь ногами земли. Когда он уединился в лесную пустыньку, к нему приходил громадный медведь, наводивший страх на весь район, и покорно принимал из его рук сухарики.
Не нам судить, кто больше: Сергий Радонежский, Александр Свирский или Серафим Саровский, то знает только Бог. Но у преподобного Серафима есть поразительная черта, которой нет ни у одного из наших святых, - необыкновенное дерзновение, с которым он творил самые невероятные чудеса, не сомневаясь, что ему будет дана сила их совершить. Обладая великим смирением, всегда называя себя «убогим Серафимом», преподобный в то же время вёл себя как власть имущий. У него был помощник по устроению опекаемой им дивеевской женской обители Мантуров. Того поразил смертельный недуг. Отец Серафим пригласил к себе его сестру и начал с ней потрясшую её беседу: «Твой брат должен умереть, а он мне очень нужен. Не согласишься ли ты умереть за него?» Придя в себя от изумления и как следует подумав, Мантурова дала согласие. И действительно, вскоре она начала угасать и скончалась, а её брат выздоровел.
Преподобный Серафим сделал очень важное предсказание, состоящее из двух частей. В первой части он предрёк, что его мощи будут лежать не в Сарове, а в Дивееве, что тогда выглядело совершенно невозможным: разве саровские монахи отдадут кому-нибудь такое сокровище? Но это пророчество уже исполнилось. В «пятилетку безбожия» большевики изъяли мощи и увезли их в Музей атеизма в Ленинград; когда же их в 1991 году обрели вторично, помещать мощи в закрытом городе Арзамасе-16, возникшем на месте Сарова, было сочтено нецелесообразным, и их отдали Дивеевскому монастырю. Так, может, сбудется и вторая часть предсказания? А состоит она в том, что Россия «на малое время» снова станет Великой Державой, а сам преподобный - страшно даже произнести это! - будет воскрешён Богом.
Зачем явился?
Если мы полагаем, что в исторических событиях есть смысл, то возникает вопрос: в чём был смысл появления на нашей земле в период, когда она уже перестала быть Святой Русью, такого дивного старца?
Думается, ответ заключён в самом вопросе. В самом деле, мы удивляемся, почему земля, утратившая свою святость, взрастила такого великого святого, как преподобный Серафим. Но ведь раз она его взрастила, значит, святость в ней оставалась! Святая Русь вовсе не была упразднена Великой Россией, а продолжала существовать внутри неё в уснувшем состоянии, изредка напоминая о себе такими благими вестниками, как Серафим Саровский, оптины старцы, Иоанн Кронштадтский, Серафим Вырицкий. Христова Истина не покинула Россию, а лишь затаилась, дав место атеистической лжи, чтобы русский народ сам убедился в её ложности. И теперь по молитвам преподобного Серафима наш народ возвращается к истине.