Пятидесятница
О чем пишут евангелисты?
Первый христианский историк апостол Лука (спутник апостола Павла) оставил после себя книгу Деяний апостольских, где описал первые дни и годы жизни христианской Церкви. В начале повествования он написал так:
В то время в Иерусалиме находились благочестивые евреи со всех концов света, из самых разных народов, и на шум этот собралась большая толпа. Все они изумлялись, слыша, что те говорят на языках их стран».
О Троице
Безусловно Сам Бог остался тайной, Он не может быть до конца познан и описан, но через слова христиане постарались выразить жизненно важные для себя истины, открытые в Евангелии. Они говорят о том, что имеют откровение и опыт, из который следует, что Бог один и единственен, и в то же время Бог –– это Троица: Отец, Сын и Дух Святой. Для разъяснения этой тайны были введены сложные понятия «природа» и «лицо», через которые постарались объяснить, как это возможно быть Единством и Троицей одновременно. Даже появилось такое выражение –– Триединый Бог.
Мы не будем вдаваться в подробности, отметим самое важное. Когда православные говорят о Духе Святом, то для них Он –– живой Бог, сошедший не только на учеников Иисуса, но и на всех христиан в день их личного крещения. Святой Дух наполняет, исполняет Церковь и церковную жизнь.
Что изменилось в жизни христиан после Пятидесятницы?
Всем памятно отречение апостола Петра. После ареста Иисуса, его ученики от страха разбежались, а апостол Петр сопровождал Учителя, пока не был узнан одной женщиной. В ответ на ее вопрос, не он ли ученик взятого под стражу Иисуса, апостол трижды отрекся, сказав, что не знаком с арестованным. Но, так же известно, что в течение нескольких десятилетий апостол Петр несмотря на опасности проповедовал Христа, за что и принял мученическую кончину, как впрочем, и большинство ближайших учеников Иисуса.
Еще при жизни Христа горстка Его учеников была совершенно незаметна на фоне различных иудейских сект и не имела никакого влияния на массы народа. При очень большой внутридоктринальной свободе, присущей иудаизму тех времен, отличить последователей Иисуса от правоверных иудеев могли только специалисты. Однако уже через полвека о христианах знала вся Римская империя, а через 300 лет христианство стало государственной религией.
Только Божественной помощью можно объяснить тот факт, что христиане смогли исполнить завет Христа, выраженный в притче о дрожжах и тесте. Ученики Спасителя стали как бы этими дрожжами, от которых мука и вода окружавшей их жизни со временем превратились в нечто иное –– в тесто христианской культуры и религии.