Никогда такого не было, и вот опять: жители одного из новых псковских микрорайонов в очередной раз жалуются на грязную воду, которая течёт из кранов в их квартирах. Иногда жидкость имеет цвет чая, иногда – апельсиновой газировки, но в любом случае мыться, пользоваться стиральными и посудомоечными машинами при такой воде жители опасаются. «АиФ-Псков» попытался разобраться, кто виноват и что делать.
Добавить красок
Уже не первый год весной и летом группа в социальной сети «ВКонтакте» улиц Никольской и Владимирской – нового микрорайона деревни Родина на окраине Пскова – заполняется жалобами на качество водопроводной воды. Жители выкладывают фотографии ванн и различных сосудов, наполненных жидкостью цвета в диапазоне от бледно жёлтого до коричневого, снимки фильтров из бытовой техники и кранов, забитых песком, белья, полотенец и одежды, которые окрасились в процессе стирки. Вопросов у жильцов, как правило, два: когда проблемы с водой закончатся и кто возместит ущерб, полученный в результате её использования.
В этом сезоне первые жалобы появились в последней декаде мая. Тогда в микрорайоне что-то пошло не так в процессе работ по закольцовке водопровода, которые проводил застройщик. Спустя несколько дней ситуация наладилась. Но уже 29 мая в группе снова появились фотографии с водой жёлтого цвета. Меньше чем через месяц, в конце июня, из кранов вновь начал поступать «чай». В очередной раз проблема возникла уже 4-5 июля.
Регулярно жители в группе в соцсети поднимают вопрос о том, что нужно направить коллективную жалобу в компетентные органы, но, судя по всему, дальше обсуждения дело не пошло. В прокуратуру Псковской области никаких обращений пока не поступало. В региональном Управлении Роспотребнадзора зафиксировали только одну жалобу, которая пришла в конце мая.
Как рассказала нашему изданию главный санитарный врач области Елена Припутенко, тогда автор обращения указывал не только на ненадлежащее качество воды, но и на ее температуру. «Мы провели мероприятия в рамках оценки достоверности изложенной информации, измерили температуру горячей воды, отобрали пробы. Температура горячей воды действительно была ниже нормативной. Что касается других исследований, то вода соответствует гигиеническим нормативам», – отметила руководитель Управления. В итоге Роспотребнадзор по результатам своей проверки направил в управляющую компанию «Псковжилсервис» предостережение.
В Горводоканале «АиФ-Псков» тоже заверили, что никаких отклонений от норм в результатах исследований воды, которая подаётся в сети микрорайона, не видят. По словам заместителя директора предприятия по производству Олега Панкевича, 13 июня поступил запрос от Роспотребнадзора с просьбой предоставить данные программы производственного контроля и провести лабораторные исследования качества холодной воды на границе эксплуатационной ответственности предприятия. «Результаты исследования не показали отклонения от нормативов, что зафиксировано в протоколе от 19 июня», – подчеркнул Олег Панкевич.
Причинно-следственные связи
Как говорит директор управляющей компании «Псковжилсервис» Андрей Тарасов, причины изменения цвета воды всегда разные. Например два года назад, когда для проведения масштабных работ на сетях Горводоканал отключал воду во всём городе, в трубы попало довольного много грязи, а перед запуском водоснабжения, уверяет он, предприятие должным образом систему не промыло. «Через месяц снова была такая ситуация: они подключали сети на улице Чудской и загнали глину. Эту грязь надо хорошо промывать,ю - отметил Андрей Тарасов. - И проблема эта не только нашего микрорайона, как видно из комментариев в соцсетях. Аналогичные ситуации возникают и в домах на улице Кузбасской Дивизии, и в перинатальном центре, то есть на сетях из подземного водозабора».
По его словам, весь накопившийся в трубах осадок поднимается, когда «происходят гидравлические колебания»: например, «при сильном разборе воды». При этом Андрей Тарасов замечает, что даже тогда, когда из крана течет желтая вода, Горводоканал утверждает, что ее качество не всегда выходит за рамки допустимых параметров, а вот исследования, которые проводит управляющая компания, говорят об обратном.
Напомнил он и том, что осадок в трубах – это не только попавшая в них при проведении каких-то работ грязь, но и то, что оседает при нагревании воды, поступающей из подземного источника. Эту проблему должна решить станция водоподготовки, строительство которой сейчас идёт.
«Недавно был один случай, когда в том, что пошла вода жёлтого цвета, были виноваты мы. У нас станция остановилась на Владимирской, 3, но мы сразу всё промыли. Тогда вода, поступавшая из сетей Горводоканала была чистой», – признался Андрей Тарасов.
Что касается июньских проблем, то они были связаны с работами на сетях за пределами микрорайона. «Причины изменения цветности воды могли быть связаны с работами на втором пусковом комплексе подземного водозабора. Временное ухудшение качества воды могло произойти из-за перераспределения её потоков в трубопроводах и увеличением её подачи в сети», – заявил Олег Панкевич.
Он добавил, что о возможных проблемах предприятие предупреждало жителей города заранее через свои социальные сети и местные СМИ.
В ситуации с качеством воды в отдельно взятом микрорайоне теперь будет разбираться прокуратура. Как сообщили нашему изданию в пресс-службе ведомства, прокуратура Псковской области по сообщениям СМИ о качестве воды в домах на улицах Никольской и Владимирской.
Границы ответственности
Собственно, и Горводоканал, и директор управляющей компании в ситуации с водой солидарны в одном: ничего не изменится, пока проходящие по микрорайону сети не будут переданы на баланс ресурсоснабжающей организации. «Пока сети брошены, так и будет. Такие же брошенные сети и в Борисовичах, и в Портянниково. Технология передачи сетей от застройщика у нас в муниципалитете не налажена», – посетовал Андрей Тарасов.
В настоящее время сети, снабжающие водой дома на Владимирской и Никольской, находятся на балансе застройщика. Вместе с тем Управляющая компания пыталась через суд решить вопрос их обслуживания. После череды разбирательств иск был отозван, поскольку удалось договориться с Горводоканалом и заключить к имеющемуся договору дополнительные соглашения, по которому наружные сети водоснабжения и канализования приняты в эксплуатационную ответственность Горводоканала. «С 19 мая 2023 года Горводоканал несёт ответственность за качество воды до ввода в каждый многоквартирный дом, независимо от балансовой принадлежности сетей, то есть эксплуатационную ответственность до стены дома несёт ресурсоснабжающая организация, а уже внутри многоэтажки – управляющая компания», - подчеркнул Андрей Тарасов.
Как пояснил Олег Панкевич, по допсоглашениям муниципальное предприятие должно проводить текущий ремонт, ликвидацию аварий и повреждений трубопроводов и оборудования, анализировать работу сети, собирать и систематизировать данные по повреждениям и авариям. Также в зону ответственности входит технический контроль за новым строительством и техническое обслуживание: осмотр сетей и сооружений, проверка технического состояния оборудования.
«Однако проблема исполнения эксплуатационного обслуживания заключается в том, что сети не переданы в хозяйственное ведение Горводоканала», – отметил заместитель директора предприятия и добавил, что поскольку сети проходят по территории Псковского района, то именно этот муниципалитет и застройщик должны решить вопрос по принятию коммуникаций на баланс.
Всё, чем на данный момент Горводоканал может помочь жителям микрорайона, это заключить прямые договоры с владельцем коммуникаций, то есть с застройщиком, на аварийно-техническое обслуживание сетей. Эти документы находятся в стадии подписания.
Пока же жителям остаётся надеется, что никаких аварий, переподключений, врезок и гидравлических колебаний не произойдёт и вода в кранах будет стабильно прозрачной. А вот возместить ущерб, который уже нанесла вода технике и вещам, можно попробовать через суд. Как рассказала Елена Припутенко, если есть подозрение, что причиной поломки проборов или порчи вещей действительно стало качество воды, нужно провести независимую экспертизу. Если всё подтвердится, то стоит писать претензию в свою управляющую компанию.
«Когда человек хочет вернуть за что-то деньги, всегда нужно начинать с претензии к поставщику товара или услуги. Писать нужно тому, кто оказывает услугу. И уже после получения ответа, если урегулировать вопрос не удалось, стоит обратиться в суд, чтобы возместить ущерб», – отметила руководитель псковского Роспотребнадзора. Она ещё раз обратила внимание на то, что сначала всё равно нужно доказать, что именно некачественная вода вывела их строя технику или испортила вещи.
Елена Припутенко добавила, что с судебной практикой по вопросам о поломках, связанных с качеством воды, она не сталкивалась. А вот положительные результаты рассмотрения дел, когда причиной выхода из строя бытовых приборов стали скачки напряжения, есть.