Примерное время чтения: 11 минут
848

На счётчик. Как изменились правила поверки приборов учёта в домах псковичей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Псков 23/11/2022

С 1 ноября в России начал действовать новый ГОСТ на счетчики воды. Этот документ предполагает, с одной стороны, единый стандарт проведения поверки приборов учёта, а с другой - уточняет, что такие услуги могут оказывать только организации, которые имеют аккредитацию. «АиФ-Псков» выяснил, что же изменилось для жителей Псковской области, как провести теперь поверку счётчиков и узнал, как отличить мошенников от профессиональных метрологов.

Стандартное решение

Разработкой нового ГОСТа «Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики воды. Методика поверки» занимался Всероссийским научно-исследовательский институт расходометрии. Если описывать его суть вкратце, то теперь любая организация, которая проводит поверку счётчиков, должна совершать одни и те же действия и использовать приборы с определёнными характеристиками.

По ГОСТу метролог должен провести внешний осмотр прибора учёта, проверить программное обеспечение счётчика (при его наличии), оценить герметичность прибора и всех соединений, при помощи эталона определить порог чувствительности счётчика. Также эксперт обязан определить относительную погрешность измерительного прибора. При этом в конце и в начале процедуры должны быть замерены температура и давление воды, температура воздуха, влажность и атмосферное давление в помещении.

«Вышедший ГОСТ - это методичка проведения работ. Это пункты - а, б, в, г, - которые надо сделать. Для нас, в общем-то, ничего не меняется», - заявил «АиФ-Псков» генеральный директор Регионального центра метрологии (компания «Точный результат») Михаил Смирнов.

Он пояснил, что, то как проводится проверка, зависит от оборудования, имеющегося у метрологической компании, но в любом случае работа счётчика оценивается по прогону воды. Если аппаратура позволяет, то измерение проводится один раз, если нет, то минимум три раза. Эксперт должен проверить, сколько воды проливается и как её учитывает счётчик при минимальном, среднем и максимальном расходе. Если счётчик попал во все показатели, то метролог выписывает документы о проведённой поверке.

В ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Псковской области» («Псковский ЦСМ») уверяют, что принятый в стране ГОСТ вообще-то выполнять не обязательно, потому что он носит рекомендательный характер. «Счётчики поверяются по тем методикам, которые указаны в описании типов конкретного средства измерения», - заверила наше издание главный метролог этого центра Наталья Савлук.

Михаил Смирнов заметил, что некоторые псковские компании до введения ГОСТа действительно работали по каким-то своим методикам. «Мы приходим к бабушке поверять счётчики на воду. Она нам говорит, что всё уже подготовила: и документы, и банки - одну для горячей воды, вторую - для холодной. Оказывается, что именно так проводила поверку в прошлый раз одна псковская компания: просто наливали воду в банки», - пояснил он.

Михаил Смирнов говорит, что с последствиями работы этой компании сталкивался неоднократно. Например, был случай, когда специалисты этой фирмы забраковали газовый счётчик, потому что он не фиксировал показатели при минимальном расходе. «Они просто не учли, что каждый счётчик имеет свой минимум и свой максимум. Поверку нужно проводить именно в этих диапазонах», - пояснил эксперт.

Он заметил, что вообще-то эта организация работает вполне законно, имеет аккредитацию. «Мы писали письма в Росаккредитацию. Там же не только по счётчикам были вопросы. Нас услышали - поменяли директора», - рассказал Михаил Смирнов.

Отсеять лишнее

Одной из целей утверждения нового ГОСТа была защита жителей от мошенников. Заниматься поверкой счётчиков теперь могут только те организации, которые имеют аккредитацию, а проверить наличие такого документа рекомендуется на сайте Росаккредитации. Правда, по Пскову этот портал выдаёт данные только по одной компании, которая является государственной, а по Великим Лукам, если верить сервису, вообще ни одна организация не работает.

Фактически же в Псковской области есть достаточное количество фирм, которые проводят поверку счётчиков и вполне на законных основаниях. Только работают они или как филиалы, или по франшизе от крупной компании. Можно, конечно, проверить организацию и по номеру свидетельства об аккредитации, но для этого нужно его знать.

Но даже наличие лицензии не гарантирует того, что поверку приборов учёта проведут действительно специалисты. «Псков - это проходной двор. Сюда приезжают все кому не лень - от Москвы до Казани. А у них работа такая - видимость работы», - возмущается Михаил Смирнов.

По его словам, эти заезжие фирмы, как правило, покупают франшизу у лицензированной компании, где-то получают базы с данными о жителях Псковской области и отправляются в «чёс» по региону.

Как замечает Наталья Савлук, в деятельности таких организаций ничего противозаконного нет. «Мы же тоже можем поехать и поверить счётчик, например, в Новгородской области, если нас позовут», - пояснила она. Главный вопрос в том, действительно ли такие фирмы-гастролёры проводят поверку счётчика и передают данные в федеральную государственную информационную систему «АРШИН». Псковские метрологи рассказывают, что ловили подобные компании на внесении фальшивых данных. А то и вовсе обнаруживали после них неработающие приборы учёта.

Председатель правления Союза собственников недвижимости Псковской области, член Общественной палаты региона Алексей Кириллов подтверждает: компании-гастролёры чаще всего никакой реальной поверки не проводят, а просто «выписывают собственнику бумажку».

Гастролеры от ЖКХ

Как говорит Михаил Смирнов, чтобы не стать жертвой мошенников или некомпетентных фирм, которые работают в Псковской области «проездом», не надо соглашаться на предлагаемые ими услуги. Именно такие компании сами ходят по домам и говорят людям, что им необходимо поверить счётчики, расклеивают объявления в подъездах и распространяют под видом счетов за ЖКУ листовки, в которых идёт речь о поверке приборов учёта в принудительном порядке и именно сейчас.

«Первое, что должно насторожить - это пришли и сказали, что надо провести поверку. Человек должен сам искать фирму, сам заказывать поверку своего счётчика, но только тогда, когда подойдёт для этого срок», - пояснил Михаил Смирнов.

Он также призвал жителей Псковской области спрашивать у метролога, который пришёл выполнять заявку, документы. «Я люблю, когда к нам ответственно относятся на входе в квартиру, когда спрашивают удостоверение. Не надо стесняться спросить и о том, что конкретно специалист будет делать. Мы ответим! Мы стараемся объяснять абонентам, что делаем, как делаем, показываем результаты работы», - рассказал Михаил Смирнов.

По его словам, понять, проводилась ли поверка и как она проводилась, можно по тому объёму воды, который будет пропущен в процессе. Для этого следует снять показания счётчика до начала работ и после. Эксперт отметил, что если работал опытный метролог, то расход будет 65-70 литров воды, если менее опытный - то 80-90 литров. Насторожить должен расход меньше 65 литров или значительно больше 90.

Важно
Уведомление о том, что пришло время провести поверку счётчика, появится в квитанции об оплате коммунальных услуг и в личном кабинете абонента на сайте предприятия ЖКХ.

А Алексей Кириллов обратил внимание на то, что без снятия прибора учёта провести поверку не реально. «Так что, если человек говорит, что я посмотрел и у вас всё нормально, то это значит, что он точно ничего не сделал», - пояснил он.

Будьте бдительны

Ещё один критерий, по которому можно определить честного метролога, - это стоимость поверки. Сейчас она в Пскове составляет в среднем 600-650 рублей за один счётчик, а вот если просят сильно меньше или сильно больше, стоит поискать другую организацию.

Кстати, вала сообщений о том, что кто-то стал жертвой мошенников при поверке счётчиков, в Псковской области нет. «Возможно, единичные обращения по счётчикам и встречаются, но это не массовое явление», - заявила нашему изданию руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области Елена Припутенко.

Что же касается агрессивного маркетинга, то, заметила она, занимаются им недобросовестные компании. «Мы в таких квитанциях не можем найти даже адреса местах их нахождения», - сказала она и добавила, что по всем подобным обращениям Роспотребнадзор тесно работает с правоохранительными органами.

Начальник УМВД России по Псковской области Алексей Овсянников рассказал «АиФ-Псков», что обращения по случаям мошенничества при поверке счётчиков есть, но заметил, что участковые уполномоченные полиции уже чуть ли не поквартирные обходы совершают, чтобы предупредить людей об имеющихся способах обмана. Листовки с правилами, соблюдение которых не даст стать жертвой мошенников, расклеиваются у подъездов и на остановках.

«Конечно, если вы считаете, что вас обманули, нужно обращаться к нам. Мы будем разбираться в каждом отдельном случае», - сказал Алексей Овсяников. Однако он обратил внимание на то, что если человек подписал договор на оказание услуг с какой-либо компанией, здесь уже может идти речь о гражданско-правовых отношениях и конфликт должен решаться через суд. И если мошеннический умысел поставщика услуги будет доказан, ему может грозить уголовная ответственность.

Первое предупреждение

За тем, когда пришло время провести поверку счётчиков, самому собственнику жилья следить, в общем-то, не обязательно. Хотя Алексей Кириллов напоминает, что счётчик является имуществом владельца квартиры или дома, и именно он несёт за него ответственность.

Фактически же о том, что пора пригласить метрологов, собственника проинформируют поставщики коммунальных услуг. Как пояснили нашему изданию в пресс-службе Горводоканала, уведомление о необходимости проведения поверки появится в квитанции на оплату услуг. Например, если срок эксплуатации счётчика истекает в январе, то предупреждение об этом будет размещено в платёжке за декабрь. 

Так выглядит уведомление Горводоканала о необходимости провести поверку счётчиков в квитанции
Так выглядит уведомление Горводоканала о необходимости провести поверку счётчиков в квитанции Фото: АиФ

Кроме того, о поверке можно узнать в личном кабинете на сайте Горводоканала. Там содержится номер прибора учёта и указаны даты, до какого срока он является действительным. Ещё один признак того, что пора вызывать метрологов, - это отсутствие возможности внести новые показатели в личном кабинете.  

На предприятии отметили, что после того, как пройдёт срок поверки счётчика, плату за потреблённую воду начнут начислять по среднему показателю. Если он наступил в январе, то показатели не будут учитываться с 1 февраля. Рассчитывать плату по среднему показателю будут три месяца, а дальше её начнут начислять по нормативу да ещё и с применением повышающего коэффициента. Другими словами, собственнику жилья выгодно как можно быстрее провести поверку и уведомить об этом поставщика услуги.

Точка отсчета

Для прибора учёта точкой отсчёта срока «жизни» является не момент его установки или пуска в эксплуатацию, а дата первичной заводской поверки. «Люди часто удивляются: счётчик только купили, а его уже надо поверять. А может быть он два года только в магазине пролежал», - отметили в пресс-службе Горводоканала и рекомендовали псковичам обращать внимание на штамп в паспорте прибора учёта, где и указана та самая дата поверки на заводе.   

 Что касается пломбы на счётчиках, то при поверке на дому их не снимают. Сорвать пломбу придётся только если прибор необходимо доставить для поверки в метрологическую лабораторию. В этом случае после установки счётчика на место нужно обратиться в управляющую компанию или в Горводоканал. На предприятии обратили внимание на то, что пломбировка проводится бесплатно.

 После проведения поверки обновлённые данные по счётчику загружаются в систему «АРШИН» - именно на неё ориентируются все управляющие компании и поставщики услуг. Метролог по заявлению абонента может выгрузить из этой электронной базы оригинальное свидетельство о проведении поверки. Если же собственник его не потребовал, то он просто получает акт о проделанных работах.

Алексей Кириллов замечает, что независимо от сроков поверки счётчика управляющая компания и поставщик услуги имеют право раз в квартал проверить правильность работы приборов учёта.

«Вопрос в том, что никто этого не делает. Вот ни ко мне, ни к моему окружению никто ни разу не приходил. На моей памяти был только один случай, когда Горводоканал решил массово проверить счётчики в Пскове. Тогда стояли очереди у центра метрологии и сами метрологи признавали, что не могут справиться с таким потоком», - отметил общественник. В итоге, по его словам, тогда приняли решение всё же проводить поверку счётчиков планово и больше массовых проверок не было.   

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах