Министр информировал российского президента о работе ведомства, направленной на разъяснение правил сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также доложил главе страны об утверждении порядка отбора организаций, которые осуществляют издание учебных пособий.
В начале встречи Дмитрий Медведев напомнил Андрею Фурсенко об «истории с тестами ЕГЭ в Петербурге».
- Андрей Александрович, я поручал dам разобраться, потому что история получила довольно серьёзный резонанс. Те вопросы, которые я тогда цитировал, были просто чудовищные, - сказал президент. - Мне бы хотелось всё-таки узнать, насколько такого рода тесты распространены, или же это всё-таки недоразумение? И насколько вообще мы готовы к тому, чтобы эту систему тестирования привести в цивилизованное русло?
В ответ глава Минобрнауки отметил, что цитируемые президентом России пособия «не проходили никакой экспертизы» и «никоим образом не были рассмотрены ни Министерством образования и науки, ни Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки».
- Это была такая самодеятельность, но, к сожалению, наше законодательство, наша нормативная база давала возможность такие пособия печатать, распространять и, более того, использовать, - отметил он.
- То есть такая самодеятельность, тем не менее, позволяла ученикам по ним готовиться? - спросил Медведев.
- В общем, это были не совсем добросовестные преподаватели, но, тем не менее, это позволяло, - попытался оправдаться министр. - По вашему распоряжению, для того чтобы прекратить эту практику, я издал приказ об утверждении порядка отбора организаций, которые осуществляют издание учебных пособий – не учебников (учебники и раньше мы достаточно жёстко контролировали), а сейчас приказ по изданию учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе.
Фурсенко пояснил, что с подписанием указа Минобрнауки и Рособрнадзор получают возможность контролировать издательства, которые издают те или иные пособия для образовательного процесса.
- Если это издательство недостаточно ответственно издаёт такие пособия, то мы имеем возможность запретить этому издательству издавать пособия для образовательного процесса, - отметил он.
- Хотел бы понять: это контроль предварительный или последующий? - спросил президент. - Скажем, если уже напечатано 100 тысяч этих пособий, они разошлись по всей стране, а потом вы выяснили, что вопросы такие идиотские, как они были, скажем, в том тесте, что я видел. Или же это всё-таки предварительный контроль?
Министр пояснил, что это предварительный контроль издательства, а не каждого конкретного пособия.
- Это означает, что в издательстве должен быть достаточно квалифицированный редакционный совет, который предъявляет свою способность контролировать издания, который показывает, что он несёт полную ответственность за те пособия, которые будут издаваться, - сказал он. - То есть это означает, что издательство берёт на себя ответственность за то, чтобы таких вопросов, таких пособий не было.
При это Фурсенко отметил, что предложенное решение не является административным, оно будет приниматься внутри самих издательств.
Президент отметил, что необходимо быть «втройне щепетильными», особенно в отборе вопросов по истории. Он подчеркнул, что эти вопросы должны быть ориентированы «не на какого-нибудь продвинутого ученика», а на среднестатистического учащегося, который изучает курс истории в школе «по определённому стандартному набору учебников».
- То есть что я имею в виду? - продолжил Медведев. - Если на олимпиадах и могут быть какие-то сложные вопросы, заковыристые, с элементами провокации, то их не должно быть в такого рода обычных тестах, просто чтобы у людей, извините, «крыша не поехала», когда они такое читают.
- Ведь не все способны разобраться, где это тонкая ирония авторов-составителей, а где это вполне серьёзный заход, - отметил глава государства. - Поэтому по таким стандартным тестам нужно, чтобы обязательно этот контроль присутствовал, хотя бы в виде последующего контроля за деятельностью издательства. И в рамках этого приказа вы должны будете этим заниматься.
По словам министра Фурсенко, в последнем номере «Учительской газеты» вышла вкладка с разъяснениями о том, «как надо сдавать ЕГЭ, где есть проблемы, что надо делать, какие надо предпринять действия, если, например, возникли какие-то сложности (ты заболел или ты не сдал какой-то экзамен)». Кроме того, по словам главы ведомства, подобная информация есть также в Интернете, с ней может ознакомиться любой желающий.
- Это было ваше указание – сделать так, чтобы на любом этапе любой школьник, любой родитель понимал, что он должен делать, чтобы не было технических проблем. Над этим вопросом мы работаем, - сказал глава Минобрнауки Медведеву.
В ответ глава государства подчеркнул, что наглядная информация должна присутствовать в каждой школе.
- Это важно, - заключил президент.