Программа на миллионы
То, что Россия будущей весной в полной мере почувствует на себе последствия разразившейся в мире экономической бури – давно уже не секрет. Федеральное правительство пытается упредить негативные последствия, выделяя из бюджета деньги на борьбу с безработицей. Всего на эти цели зарезервировано почти 44 миллиарда рублей, а регионам предложено написать собственные Программы поддержки занятости и попросить деньги под них. В январе соответствующую дополнительную программу утвердили и в Карелии. Запрашиваемая сумма – более 160 миллионов рублей, и даже поверхностный взгляд на эту программу вызывает множество вопросов.
Зверь неизвестной породы
Итак, основную сумму – более 118 миллионов рублей, предлагается потратить на так называемые «общественные работы». Что это такое – никто толком не знает. Под «общественными работами» обычно понимается некий малоквалифицированный труд, не требующий специальных знаний и умений, полезный для общества, и малопривлекательный для конкретных предпринимателей. Как правило, это работы – для безработных. Чтобы те могли заработать лишнюю копейку в дополнение к пособиям по безработице и хоть как-то продержаться на плаву. Самые знаменитые примеры «общественных работ» в истории – строительство автобанов в Третьем Рейхе и массовое жилищное строительство при Рузвельте.
Какие конкретно общественные работы могут быть предложены жителям Карелии – непонятно. Крупных проектов, требующих привлечения массовой рабочей силы у нас нет, ну а для организации «точечных» работ – типа сезонной отправки на картошку или курьерских услуг, не требуются столь крупные суммы денег. Поэтому, по мнению некоторых экспертов, простор для различных комбинаций открывается самый широкий. К примеру, кто сказал, что, допустим, прокладка дороги через лес к месту строительства будущих жилых кварталов – не является общественно-полезной деятельностью? А то, что потом на расчищенных за счет бюджетных денег площадях будут возведены элитные коттеджи – так это уже экономическая деятельность конкретного предпринимателя. И, надо думать, при таком раскладе и чиновник, распорядившейся дешевой рабочей силой, в накладе не останется. Так что, цель и форма этих самых работы должна, по идее, определяться максимально открыто – но это не сделано.
Безработные – пополнят бюджет
Почти 25 миллионов предлагается затратить на опережающее профессиональное обучение – достаточно рискованное вложение с учетом того, что сейчас даже видные специалисты не готовы точно сказать, как будет развиваться экономическая ситуация, и какие профессии и навыки окажутся востребованными через пару лет. А вот почти 20 миллионов рублей, потраченных на «самозанятость» населения (помощь в открытие собственного дела) и вовсе обещают обернуться прибылью для того же бюджета. Если человек регистрируется как индивидуальный предприниматель, то он тут же теряет право на получение пособия по безработице, зато оплачивает регистрационную госпошлину (400 рублей - вот и поступления в бюджет), а также готовит множество справок и документов. Вполне очевидно, что в условиях рецессии мелкие, только что открывшиеся фирмочки вряд ли выживут. Зато успеют какое-то время поотчислять государству налоги, сборы, штрафы и пени, прежде чем большинство новоиспеченных «предпринимателей» вновь вернется на биржу труда. Оцените изящество комбинации – деньги «освоены», галочки в отчетах проставлены, чиновники получают премии, бюджет, вероятно, еще и заработал, а количество безработных осталось тем же.
Мизер на дело
Единственная, по-настоящему понятная и логичная мера поддержки безработных в данной Программе – это частичное возмещение затрат граждан на переезд к новому месту жительства в связи с трудоустройством. Она же и самая «худенькая». В программе на эти цели предусмотрено всего 180 тысяч рублей. В сотни раз меньше, чем на те же «общественные работы». Между тем, понятно, что если, к примеру, в Сегежском районе разом высвободятся около полутора тысяч рабочих рук, то найти всем безработным новую работу на этой территории будет просто нереально. Тогда как в том же Лоухи, может статься, не хватает коммунальщиков, а в Петрозаводске – дворников или водителей на «маршрутках». А есть еще Санкт-Петербург, Москва – рабочие специальности здесь заняты «гастарбайтерами», но за тамошние деньги могли бы трудиться и безработные россияне. Многие бы смогли переехать, в том числе и с семьями, будь у них хоть какая-то надежда на то, что на первое время государство поможет с оплатой квартиры или хотя бы общежитий. Однако – 180 тысяч в год на эти цели, да еще и на всю Карелию, это капля в море, позволяющая отчитаться, но не решить проблему.
Сейчас дополнительная региональная Программа поддержки занятости населения Республики Карелия находится на утверждение в Москве – будет она принята в таком виде, и на карельских чиновников прольется «золотой дождь», или из Кремля вернут её на доработку, станет ясно в ближайшие дни.