До Нового года остаётся всё меньше времени и наверняка у многих хозяек уже готово меню праздничного ужина. Осталось только составить длинный список и отправиться по магазинам. Одни считают, что закупками стоит заняться уже сейчас, поскольку ближе к празднику продукты подорожают. Другие уверены, что нужно подождать последних дней декабря, чтобы поймать максимальные скидки. «АиФ-Псков» узнал, стоит ли опасаться роста цен и какие «новогодние» продукты входят в список самых популярных у псковичей.
Зимние заготовки
Федеральный портал «Здоровое питание», который является проектом Роспотребнадзора, выпустил рекомендацию о том, какие продукты стоит приобрести к новогоднему столу заранее. В этот список в основном попали товары с длительным сроком годности: консервированные горошек, кукуруза, оливки, разносолы, растительное масло, мука, крупы, майонез. Оказались в нём и некоторые деликатесы: колбасы, рыба и икра. С той лишь оговоркой, что при покупке стоит обратить внимание на срок годности. Конечно же, заранее советуют купить алкогольные и безалкогольные напитки.
Очевидный плюс постепенного закупа всего необходимого заключается в том, что не придётся стоять в очередях к кассам непосредственно накануне праздника. Однако эксперты федерального портала уверяют, что таким образом получится и сэкономить, поскольку многие товары, якобы, резко возрастают в цене непосредственно перед Новым годом.
Действительно, в некоторых российских регионах СМИ уже пишут о подорожании продуктов. Так, в Тюмени к празднику выросли в цене печенье и шоколадные конфеты, в Ростовской области ждут подорожания свинины на 15-20%, овощей и фруктов на 50%, да и многих других продуктов, но в пределах 10%.
Эксперты-экономисты в федеральных медиа тоже нагнетают: уверяют, что перед самым Новым годом на основные товары цены по традиции вырастут и ощутимее всего подорожают икра, алкоголь и копчёные деликатесы. В первую очередь это связывают даже не с приближающимся праздником, а с выросшими с 1 декабря тарифами на жилищно-коммунальные услуги.
В целом, как пишет «Российская газета», по данным Росстата и по результатам опроса экспертов, по сравнению с концом прошлого года новогодний стол в декабре этого подорожает на 12-14%.
Предновогоднее чудо
Однако псковские дистрибьюторы, которые работают с большим количеством поставщиков и огромным ассортиментом товаров, уверяют, что никакого предновогоднего подорожания не предвидится. «Если бы планировалось подорожание, поставщики нас уведомили бы об этом заранее. Но документы пришли только о подорожании на 3% глазурованных сырков одного из производителей», - рассказал «АиФ-Псков» Вадим Маркелов, индивидуальный предприниматель, руководитель отдела продаж крупного дистрибьютора продуктов питания.
Он уверен, что стоимость продуктов перед Новым годом не поднимется, «если завтра доллар не будет стоить 150 рублей». Он пояснил, что при высоком курсе доллара и евро российским производителям снова будет выгодно продавать продукцию за рубеж и тогда цены в магазинах страны поползут вверх - до уровня февраля-марта этого года. «При курсе, например, в 130 рублей за доллар, нашим производителям подсолнечное масло будет выгоднее продавать в ту же Турцию», - заметил предприниматель.
«В этом году сложно давать прогнозы: тенденции своеобразные, не совсем типовые. Но если всё будет также, как раньше, то в предновогодний период, наоборот производители и сети проводят различные акции», - заявила нашему изданию управляющая группы компаний «Мега Холод» Татьяна Кириленок.
Вадим Маркелов обратил внимание на то, что в этом году накануне Нового года больше, чем обычно, различных акций, которые запускаются борющимися за потребителя компаниями. «Производители очень осторожно заявляют о повышении цен, но при этом фактически у всех остались цены февраля-марта этого года, а то, что мы видим - преподносится как промоцена», - отметил он.
Предприниматель уверен, что в последние дни года от торговых сетей стоит ожидать промоакций на товары новогоднего ассортимента: например, конфеты и майонез. «Понятно, что после Нового года конфеты в праздничных наборах будут уже никому не нужны», - пояснил он.
Сезонный рост
Татьяна Кирилёнок согласна, что конкуренция на рынке по-прежнему высокая. «Все понимают, что продать сложно, поэтому рынок сейчас настроен на клиента. Думаю, что к Новому году будет у покупателей в глазах рябить от жёлтых и красных ценников», - говорит эксперт.
По её словам, подорожание сейчас идёт только сезонное: растут в цене овощи, которые теперь только в феврале появятся в российских тепличных хозяйствах. «Красная икра безумно дорогая в этом году. Обычно цену на неё соотносят с тем, сколько мяса можно купить на эту же сумму денег. Так вот, сейчас это соотношение рекордное», - пояснила Татьяна Кирилёнок.
О подорожании овощей и фруктов «АиФ-Псков» рассказала и Елена Бугаева, развивающая одну из региональных торговых сетей. Но она объясняет это как раз новогодними праздниками. «Наш поставщик закупается в Москве и там в последнюю неделю года ценник взлетает. Поставщики понимают, что это всё разойдётся: человек не откажет себе в том, чтобы купить к праздничному столу огурец или фрукты», - пояснила она.
Что касается остальных продуктов, то Елена Бугаева также отмечает, что цены на них не поднимутся. «Поставщики нас предупреждают о повышении цен плюс-минус за месяц, то есть о подорожании в декабре мы бы узнали в ноябре, но таких сообщений не было», - сказала она.
Правда, и особенных скидок региональной сети поставщики не сделали. «Перед Новым годом закупки всегда рискованные, потому что никто не знает, какой будет спрос. Конечно, производители могут предложить скидку на какой-то скоропортящийся товар: например, майонез», - отметила Елена Бугаева, и добавила, что все новогодние акции и у региональных, и у федеральных торговых сетей обычно согласовываются на месяц вперёд.
Продуктовая корзина
Кто бы и как не пытался разнообразить свой новогодний стол, список продуктов, которые выходят в топ по продажам в Псковской области, один и тот же. И он говорит о том, что без тазика «Оливье» и «Селёдки под шубой» застолья не обходятся.
«Под Новый год резко растут продажи мясной бакалеи, майонеза, растительных и сливочного масла, алкоголя и морепродуктов - особенно филе сельди», - рассказал Вадим Маркелов. По его оценке, продажи майонеза и колбасы взлетают примерно на 50%. В списке популярных товаров находятся и кондитерские изделия. «Продажи тортов у нас вырастают на 50-60%», - поделился предприниматель.
Татьяна Кирилёнок добавила в перечень пользующихся спросом продуктов ещё и консервацию: горошек, кукурузу, оливки, которые, как замечает она, летом и в межсезонье «никому не нужны». Их продажи возрастают в три-четыре раза относительно среднегодового показателя. «Начинают продаваться изыски: сырокопчёные колбасы, мясные деликатесы. Все на Новый год стараются себя порадовать», - говорит она.
Отдельно Татьяна Кирилёнок выделила цитрусовые. «В декабре продаётся мандаринов столько, сколько не продаётся за весь год! Реализация вырастает в сотни раз», - уверяет предпринимательница. Она рассказала, что мандарины сейчас в Псковскую область везут из Абхазии, Турции и Марокко. «Считается, что самые вкусные - марокканские, но, думаю, что это ещё из СССР идёт, когда в принципе были только марокканские мандарины. А на самом деле всё зависит от сорта: самые приятные и сладкие - клементины. А, мандарины, которые растят в Абхазии, будут покислее», - поделилась наблюдениями бизнесвумен.
Елена Бугаева тоже отмечает, что в предновогодний период майонез псковичи «едят паллетами». Кроме того, активно скупаются консервы, которые идут в салаты, колбасы и сыр. А вот спроса на макароны и крупы в это время нет.
По её наблюдениям, жители региона всё же не растягивают предновогодние закупки на месяц, а делают их ближе к самому празднику. «В последнюю неделю перед Новым годом у нас продажи возрастают в три-четыре раза. Самые пиковые дни - это 28, 29, 30 декабря и первая половина 31-го. Есть, конечно, и те, кто 1 января приходят», - поделилась предприниматель.
Говоря о продажах в целом, Татьяна Кирилёнок отметила, что в Псковской области пик приходится даже не на предновогодний период, а на июль, когда происходит увеличение турпотока. «У нас начинается спад продаж в сентябре-октябре, а ноябрь и февраль - это месяцы самого большого падения», - констатировала она.