Примерное время чтения: 10 минут
505

Одежда умирает последней. Псковские фабрики могут заменить ушедшие бренды

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Псков 13/04/2022

Многие западные бренды одежды приостановили свою работу в России, закрыв свои магазины и прекратив поставки. А значит, самое время обратить внимание на отечественные марки. В Псковской области есть швейные предприятия, чья продукция пользуется спросом не только у жителей региона, но и за его пределами. «АиФ-Псков» узнал, готовы ли псковские компании заполнить освободившиеся ниши и как они работают в новых экономических условиях.

Придётся подвинуться

Пока в торговых центрах магазины иностранных брендов закрыты на замок, псковские производители одежды разрабатывают новые коллекции и отмечают повышение спроса на свою продукцию.  При этом руководители предприятий говорят о том, что не намерены уходить в другой ценовой сегмент или другие линии одежды, а будут продолжать развивать те направления, в которых работают.

«Я считаю, что нужно делать то, что у тебя хорошо получается. И нужно смотреть на рынок сбыта. Вот мы знаем, что у нас хорошо продаётся мужская и детская одежда, значит, продолжим двигаться в этом направлении», - заявила нашему изданию генеральный директор швейной фабрики «Славянка» Елена Косенкова. 

Предприятие выпускает мужские костюмы, пальто, куртки, более 100 моделей одежды для мальчиков и девочек. Недавно было налажено производство трикотажных брюк, пиджаков, худи. «Наше предприятие одно из лучших в стране. Мы много лет отшивали одежду для европейских брендов, работали по их технологиям, соблюдали все те требования, которые предъявляли иностранцы. Этот накопленный опыт позволяет нам и сейчас оставаться лучшими по качеству, по конструкции моделей, по посадке», - подчеркивает генеральный директор «Славянки» Елена Косенкова.

При этом одежда из Пскова под брендами TRUVOR и DOVMONT хорошо известна и за пределами России. Даже сейчас, в условиях введённых Западом санкций, оптовые покупатели из Эстонии ищут возможности для продолжения сотрудничества со «Славянкой». «Сейчас активизировалась Белоруссия. Есть запросы из Минска, Бреста», - добавила Елена Косенкова.

Рост спроса отмечают и в компании «Кампотекс», которая выпускает одежду торговых марок Alpecora и WoolHouse. «Конечно, мы ожидаем повышение спроса как от оптовых клиентов, так и в рознице. Уже можно говорить о том, что интерес вырос по тому количеству звонков, которые поступают по вопросам оформления заказов на нашу продукцию», - заявила «АиФ-Псков» коммерческий директор предприятия Диана Орлова.

При этом компания не планирует выпускать какие-либо линейки одежды в более дешёвом сегменте, где сейчас, в связи с приостановкой работы магазинов западных брендов, появились свободные ниши. «Во-первых, мы думаем, что через время все они вернутся в Россию. А во-вторых, чтобы шить более дешёвую одежду, нам нужно перейти на недорогие материалы. Нам кажется, что в этом сегменте достаточно производителей», - пояснила Диана Орлова.

Великолукский производитель верхней и спортивной одежды ООО «Спортлинк» тоже намерен продолжать развитие в своем направлении. «Сейчас многие производители, работавшие в нашем сегменте, ушли. Ниша стала больше, поэтому будем стараться её заполнить, - сказал директор предприятия Роман Деревягин. - Я считаю, что лучше с выбранного пути не сворачивать». Компания уже думает над новыми моделями и делает скидки на старые. «Нам интересно, чтобы шёл товарооборот», - пояснил руководитель «Спортлинка».

Заняться производством одежды в рамках импортозамещения планирует ещё одно крупное предприятие - завод «Псков-Полимер», который хорошо известен своей линейкой обуви под маркой Nordman. Выпускать здесь хотят детские куртки и комбинезоны.

«Многие организации, фирмы и бренды, производящие одежду, неожиданно ушли с российского рынка, мы предполагаем, что можем заместить некоторый отсутствующий товар», - рассказал директор предприятия Юрий Сорокин. Он отметил, что на фабрике есть собственное конструкторское бюро, которое разрабатывает текстильную часть обуви, есть большое швейное производство, практически всё необходимое швейное оборудование и 25-летний опыт работы в части изготовления одежды и обуви.

«Сейчас идут переговоры по приобретению в Китае необходимых тканей для производства детской линейки одежды. Но в последние дни организации, с которыми мы ведём переговоры и имеем опыт коммерческих отношений, ушли в локдаун. Переговоры пока остановились и затягиваются. Но, думаю, что всё образуется», - сообщил директор завода.

Юрий Сорокин выразил опасение, что из-за сложившейся ситуации предприятие может не успеть изготовить линию детской одежды к началу сезона осень/зима, но заверил, что отказываться от своих планов в любом случае не будет.

Тонкая материя

Расширение рынка сбыта для продукции отечественных производителей, очевидно, является положительным эффектом антироссийских санкций. Однако есть и другая сторона: в стране так и не смогли наладить производство тканей, которые соответствовали бы запросам производителей одежды.

«У нас для мужского ассортимента тканей в стране нет. Есть чуть-чуть для моделей для девочек. Если бы в России производили хорошие ткани, сейчас бы ситуация была совершенно другая, но за все эти годы мы так и не научились их делать», - заметила Елена Косенкова.

Работать с белорусскими поставщиками псковская «Славянка» пока тоже не готова. Как пояснила руководитель, у наших соседей нет стабильного качества: они просят полную предоплату, а потом материал поступает с браком и его приходится возвращать. Плюс белорусские производители сократили ассортимент тканей по цветовой гамме и фактуре.

В результате «Славянка» работает в основном с азиатскими тканями, европейских материалов использовалось немного. «Мы старались сделать запас, так что пока выходим из ситуации», - рассказала руководитель фабрики.

Компания «Спортлинк» и вовсе заказывает все необходимые для производства материалы на 6 месяцев вперёд. «На полгода у нас точно запас есть», - отметил Роман Деревягин. При этом на предприятие ещё идут поставки тканей, которые были заказаны и оплачены ранее.

«На 80% мы зависим от тканей из Китая, поэтому, естественно, есть проблемы. Но, уверен, что через какое-то время логистика перестроится», - пояснил руководитель компании. Он подчеркнул, что с удовольствием бы покупал материалы у российских производителей: это было бы выгоднее со всех сторон, доставка быстрее и на порядок дешевле. Роман Деревягин рассчитывает, что к лету, когда предприятию нужно будет заказывать ткани на 2023 год, китайские производители не откажутся от работы с российскими предприятиями, а логистические цепочки будут сформированы заново.

На тканях из Италии строит своё производство компания «Кампотекс». Диана Орлова уверяет, что на данном этапе проблем с материалами у производства нет. С одной стороны, есть запас тканей, а с другой - пока сохраняется возможность заказать их у производителей в Италии и получить товар. «К российским материалам мы сегодня не готовы», - признаётся коммерческий директор предприятия. А вот предложения от белорусских компаний она готова рассмотреть.

Собственно, решить проблему, с которой столкнулись производители одежды, обещает Минпромторг. Производство натуральных и искусственных тканей включено в список стратегических отраслевых направлений, над развитием которых будут работать в ближайшее время.

«Мы надеемся, что ситуация, которая случилась в нашей стране, позволит начать производство новых тканей и произойдёт импортозамещение большинства материалов, которые мы покупали за рубежом. В сложившейся ситуации есть и минусы, а есть и большие возможности. Её можно рассматривать как отличный старт для начала нового экономического подъёма в стране», - уверен директор «Псков-Полимера». Он рассчитывает и на помощь со стороны правительства тем предприятиям, которые занимаются импортозамещением. В частности, он предложил освободить такие производства от части налогов, а также в упростить «в пределах разумного» процедуру сертификации выпускаемой продукции.

Сезонная распродажа

Даже если бы иностранные бренды не приостановили работу своих магазинов в России, их одежда выросла бы в цене на фоне увеличения курса евро и доллара. А вот подешевела ли обратно, когда рубль пошёл в рост, неизвестно. В ценовом плане с псковскими производителями всё гораздо прозрачнее: ткани были закуплены по старым ценам, а поэтому и значительного подорожания готовой продукции пока нет.

«Наша цена, конечно, может подняться, но, думаю, не больше чем процентов на 15. Пока же мы стараемся держать цены, плюс начала падать валюта», - отметила Елена Косенкова.

«Спортлинк» и вовсе снизил стоимость некоторых своих товаров. В частности, сейчас по скидке, в том числе в двух крупных интернет-магазинах, можно приобрести несезонную одежду от этого производителя.

«Кто-то поднял цену, а мы опустили — наш товар людям подходит по деньгам и они покупают», - отметил Роман Деревягин. В то же время новые модели от этой компании подорожали, но рост цен не превысил 20%.

В «Кампотекс» цены тоже пока держат — текущею коллекцию подорожание не коснулось, а вот увеличение стоимости новой вполне возможно. Это связано с ростом курса валют и, как следствие, цен на импортные материалы. «Есть форма свободного склада, а есть — предзаказ. Вот на то, что имеется сейчас в наличие, в основном это бренд WoolHouse, осталось по прежним ценам, а что касается предзаказных сессий, то продукция к следующему сезону будет уже дороже», - пояснила Диана Орлова.

План «Б»

Как и в случае с пандемией коронавируса, когда российские предприятия оказались в крайне не простом положении, так и сейчас на федеральном и региональном уровне оперативно разрабатываются меры поддержки бизнеса. Как заявил «АиФ-Псков» председатель комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области Андрей Михеев, самый главный вопрос - пополнение оборотных средств предприятий. Он пояснил, что в основном поставщики перешли на стопроцентную предоплату, а производитель получает деньги за свою продукцию не сразу. В итоге получается задержка в месяц-два-три, в результате чего образуется кассовый разрыв.

Чтобы поддержать бизнес в этой части для предприятий, вошедших в федеральный список системообразующих (а в него включены и несколько псковских представителей лёгкой промышленности), разработана программа льготного кредитования. Получить заём именно для пополнения оборотных средств можно под 11% годовых.

На региональном уровне также должна заработать программа по предоставлению льготных займов на пополнение оборотных средств. По словам Андрея Михеева, для этого за счёт федеральных средств необходимо провести докапитализацию регионального фонда развития промышленности. «Сейчас ждём конкретную информацию от федерального центра о том, как будут распределяться средства, сколько получит Псковская область», - пояснил он.

При этом программу льготных займов на пополнение оборотных средств для малого и среднего бизнеса в регионе уже запустили. Её оператором стал центр «Мой бизнес». Андрей Михеев напомнил, что такая программа уже была и сейчас она перезапущена, но с некоторыми изменениями. Так, максимальный размер кредита поднят с 1 до 5 миллионов рублей. При этом на сумму до 1 миллиона рублей процентная ставка составляет  1-3%, до 5 миллионов — 5-7%: в зависимости от наличия залога.

Что касается других мер, которые планируются в стране, то, отметил Андрей Михеев, на последнем федеральном координационном совете по развитию промышленности обсуждалась разработка программ стимулирования производства тканей, резинопромышленной продукции, фурнитуры, машиностроения для текстильной и лёгкой промышленности. «Планируется какие-то меры принять для продвижения отечественного легпрома в части рекламы, продвижения собственных брендов», - рассказал председатель комитета и добавил, что рекламные площади освобождаются после ухода иностранных компаний.

Сергей Михеев заверил, что власти Псковской области находятся на постоянной связи с производителями. «Мы встречаемся с руководителями предприятий, губернатор встречается, собираем проблематику. Мы на связи со всеми, работаем со всеми. Вся та помощь, которую мы можем оказать предприятиям на региональном уровне, будет предоставлена», - заключил он.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах