В субботу, 7 сентября, в Пскове мужчина за рулем автомобиля сбил велосипедиста. После даже не притормозил, как ни в чем не бывало поехал дальше. Со слов очевидцев, автомобиль перед столкновением несколько раз вилял в сторону обочины. Задержали мужчину до прибытия правоохранителей те велосипедисты, которых по счастливой случайности машина не задела. Подробности истории узнал «АиФ-Псков».
Повернулся - падает
Уже темнело, когда актер Псковского театра Александр Овчаренко возвращался с другом из небольшого путешествия на велосипедах. Такую велопрогулку по окрестностям они совершали уже не первый раз. Стараются больше ездить по деревням и проселочным дорогам, но большой трассы избежать все равно не получается. Вот и субботним вечером домой велосипедисты возвращались по большой дороге, проезжали район Любятово.
«Я ехал чуть впереди, - вспоминает Александр. - Среагировал на звук сзади, повернулся, и увидел, как друг падает на проезжую часть».
Двигались друзья по обочине, соблюдая все правила дорожного движения. «Я знаю, что велосипедист может ехать в потоке, и, в случае необходимости, обгонять автомобиль его должен также согласно правилам ПДД, а не таранить как препятствие», - говорит Александр.
Упавший от удара машины велосипедист просто чудом не угодил под колеса других участников движения. К этому моменту ребят догнала другая группа велосипедистов. Среди них был известный не только в Пскове, но и за его пределами веломастер и велосипедист-экстремал Алексей Захаренков. Он буквально сразу рванул за уезжающим автомобилем.
«Мы сначала проверили, все ли в порядке с человеком, которого сбили, - рассказывает Александр. - Он был в сознании, смог сам отползти к обочине.
Алексей сразу поехал за уходящим автомобилем, а я все ждал, что он остановится, у меня был когнитивный диссонанс».
Поняв, что надеяться не на что — водитель останавливаться не собирается, Александр поехал за Алексеем догонять правонарушителя.
Нагнать стремительно удаляющийся автомобиль помог светофор. У Александра электровелосипед, и хотя он и ехал с машиной примерно с одинаковой скоростью, расстояние между ними было примерно 400 метров.
«Загорелся красный, я встал перед автомобилем, достал фотоаппарат, чтобы сфотографировать номер и модель. Жестами стал показывать водителю, чтобы он не двигался, а он показывал мне, чтобы я ушел с дороги», - рассказывает Александр.
Трудно не заметить
Подъехавший к этому моменту на своем велосипеде Алексей с водителем не церемонился. Он подошел к двери автомобиля и попросил мужчину выйти, одновременно были вызваны все необходимые службы. «Алексей все правильно сделал, - говорит Александр. - Потому что транспорт, на котором человек сбивает людей, уже как оружие в его руках. Мы же не понимаем, в каком он состоянии».
Знал ли водитель о том, что человека сбил? Ответа у Александра нет, только предположение. «Будучи сам автомобилистом, могу сказать, что такое не понять невозможно, - отмечает он. - А если не понимаешь, значит находишься в неадекватном состоянии. Дорога — зона повышенной опасности, должна быть предельная концентрация внимания. Когда с автомобилем что-то происходит, да даже просто камешек попадает, ты это понимаешь, ощущаешь и слышишь. А у водителя снесло боковое зеркало, трудно это было не заметить. Что с ним было в момент столкновения и далее, когда он уезжал, я не могу сказать».
Оставив водителя с Алексеем, он поспешил вернуться к своему другу, за которого переживал. Говорит, что все службы приехали довольно быстро. Скорая помощь забрала пострадавшего велосипедиста, чтобы зафиксировать следы ДТП. Со слов друга, ему диагностировали небольшое сотрясение, переломов и трещин не было. «Скорость была небольшая, это его и спасло», - говорит Александр.
Прибавил скорости
Алексей Захаренков, который первым за нарушителем отправился, своими глазами видел, что произошло. В это время он с друзьями тоже возвращался домой с тренировки. Смеркалось, поэтому несмотря на фонарики и маячки, ехали ребята по обочине, не выезжая за линию разметки. «Как водитель могу сказать, что когда ты едешь вечером и устал, то на эту линию глазом ориентируешься и велосипед может для тебя стать внезапностью», - говорит он.
Догнавший велосипедистов автомобиль Алексей распознал по шороху шин. Говорит, что по звуку понял, что он качается. Сначала машина качнулась в сторону одного велосипедиста из их группы, потом - в сторону другого. «Поскольку я слышал приближающийся шорох, то отъехал еще чуть в сторону и в этот момент рядом со мной проехала машина, а ее зеркало прошло от меня в 20 сантиметрах», - вспоминает он.
Водитель вернулся на свою полосу, а ребята догнали двух других велосипедистов. Они двигались по грунтовой обочине. Тут та же самая машина качнулась в их сторону и зацепила зеркалом одного из них. «Создавалось впечатление, что водитель делал это намеренно, казалось, что он пытается собрать всех по очереди», -- говорит Алексей.
При этом ему показалось, что в этот момент водитель еще и газу прибавил. «Это мое субъективное мнение, - добавляет он. - Я четко видел, что он совершил маневр, чтобы зацепить велосипедиста».
Удар был такой силы, что зеркало у машины вместо того, чтобы сложиться, разлетелось на куски. Велосипедист, кувыркнувшись через голову, вылетел в сторону проезжей части. «Увидев, что автомобиль не снижает скорости, я понял - надо хотя бы увидеть номер, поэтому поехал за ним», - говорит Алексей.
Но что такое велосипед против автомобиля, который легко разгоняется до 60 км в час? Довольно скоро на своем электровелосипеде его догнал Александр. Алексей крикнул ему вдогонку, как автомобиль выглядит, чтобы у него были ориентиры.
«Они остановились на светофоре, - говорит Алексей. - Я подъехал, когда уже загорелся зеленый свет. Сразу попросил водителя покинуть транспортное средство, потому что он представляет опасность для окружающих».
Алексей говорит, что водитель был совершенно спокоен, при этом у него самого адреналин зашкаливал. «Меня трясло и колбасило, а он совершенно спокойно вышел из машины, словно ему было все равно», - говорит он.
С запахом алкоголя
Подъехавший товарищ Алексея сразу обратил внимание на сильный запах алкоголя, исходивший от водителя. «Я недавно переболел и запахи чувствую плохо, - говорит Алексей. - При этом держался мужчина молодцом, не падал. Думал, правда, долго. На вопросы отвечал не сразу, был словно заторможен, а еще уверен, что со сбитым им человеком ничего страшного не случилось».
Алексей до сих пор искренне переживает за пострадавшего велосипедиста, ведь бывает так, что последствия травмы проявляются не сразу. «Вполне еще могут быть разрывы связок, которые сразу не диагностируешь в травматологии, - говорит он. - О них можно узнать, когда сделаешь МРТ. У меня такое было. Оказалось, что связка оторвана, ее надо дорого и сложно оперировать. Поэтому предварительное медицинское заключение может быть весьма условным».
Алексей в силу своего увлечения часто куда-то выезжает на велосипеде, но как раз вот из-за таких историй ездить по проезжей части старается, как можно реже. «Я предпочитаю с горы погонять, попрыгать, - говорит он. - Все говорят, что это экстрим. А для меня экстрим — это, когда ты едешь и от тебя не зависит: выживешь или нет».
В пресс-службе УМВД России по Псковской области сообщили, что ДТП произошло 7 сентября около 21.12 у дома 86 по улице Николая Васильева. Водитель машины Fiat 1971 года рождения от прохождения медицинского освидетельствования на месте ДТП отказался. В этой связи составлен протокол по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ. По факту ДТП пока проводится проверка.
Всего же с начала года в регионе зарегистрировано 47 ДТП с участием велосипедистов, в которых погибло 5 человек и 43 пострадало. 29 водителей место аварии покинули, шестерых так и не удалось найти.