Примерное время чтения: 5 минут
163

«И бац - вторая смена»…Родители обеспокоены сдвигом биологических часов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. "АиФ-Псков" 05/09/2012

Как организовать «рабочий день» ребёнка? Как избежать проблем, которые неминуемо возникнут у детей в связи с изменением привычного школьного расписания? Эти вопросы волнуют немалую часть нашей читательской аудитории. Ведь ни для кого не секрет, что, несмотря на демографический кризис, школы в Пскове по-прежнему перегружены. И учиться во вторую смену приходится очень многим детям.

Время просыпаться…

По словам Эльвиры Мелех, главного врача детской поликлиники №2, «родительские опасения далеко не беспочвенны».

- Несмотря на наш стремительный образ жизни, биологические часы никто не отменял. В этой связи наибольший пик активности человека обычно приходится на первую половину дня: с 8 до 12. Потом небольшой перерыв, затем новый всплеск (примерно с 4 до 6) - и далее наступает более спокойная фаза. Если подходить с этих позиций ко второй смене, то ребёнок на самом деле попадает в некие тиски.

С одной стороны, мамы хотят, чтобы он подольше поспал, что, на мой взгляд, полностью ломает привычный биологический ритм. Примерно до 10 утра он может проваляться в постели, потом будет раскачиваться - а там уже и полдень. На уроки остаётся совсем немного времени, а уже пора бежать в школу.

Вечером после занятий посадить ребёнка за уроки - тоже проблема: он просто устал. К тому же неплохо бы и погулять. И нередко получается, что ребёнок не справляется, что-то упускает в учебном процессе, а виной тому сломанный режим дня.

Что же нужно делать в таких случаях? Специалисты детской поликлиники, с которыми встретился корреспондент «АиФ-Псков», в один голос, вслед за главным врачом, предлагают только один рецепт: правильно организованный режим дня. Только он поможет сохранить здоровье ребёнка и спасёт его от стрессов.

- Как бы ни жалела мама или бабушка второклассника, разрешая ему подольше поспать, но ребёнок должен подниматься с постели в 8 утра. Тогда он успеет и уроки сделать, и погулять перед школой, - отмечает заместитель главного врача, невропатолог Елена Беспалько, у которой дочь тоже в этом году пошла во второй класс во вторую смену. - Но при этом также следует учесть, что и ложиться он должен не в 23 часа, а в 21 час, потому что физиологическая норма сна для ребенка 7-12 лет - не менее 10 часов.

От ПК - к гиподинамии

Отдельный разговор о телевизоре и компьютере. Наши эксперты убеждены: для учащихся начальной школы, а также для учеников первой ступени средней школы максимальное пребывание за компьютером должно ограничиваться тридцатью минутами в день. Ещё один час (не больше!) можно отвести на просмотр телепередач.

- Увы, но одна из главных болезней XXI века - это гиподинамия, - продолжает Елена Беспалько. - В школе ребёнок сидит, на внеклассных занятиях - сидит, за компьютером - тоже сидит, телевизор тоже сидя смотрит. И такой образ жизни до добра не доводит, поэтому нужно умело чередовать занятия. Именно смена деятельности поможет ему настроиться на учёбу.

Если же не придерживаться этих рекомендаций, то последствия не заставят себя ждать. Во время учебного года, например, очень часто обращаются за помощью врача-невропатолога. Поступают жалобы на нарушение сна, снохождение, сноговорение - эти признаки наглядно показывают, что нервная система ребёнка перегружена, он перевозбуждён. А значит, есть смысл проанализировать режим дня ребёнка и в случае нарушений его пересмотреть.

Ещё один актуальный вопрос: следует ли детям для снятия стресса давать какие-то лекарственные препараты? На этот счёт у главного врача Эльвиры Мелех мнение вполне однозначное:

- Проявлять в этом вопросе личную инициативу не следует. Любые лекарственные препараты применяются только согласно рецепту врача, но хочу отметить, что редкий педиатр выпишет ребёнку какие-либо успокаивающие лекарства. Для преодоления последствий стрессовых ситуаций достаточно других разумных средств.

Например, той же лечебной физкультуры, полезность которой пока ещё никто не отменял. К тому же на возникающие проблемы должны обращать внимание не только родители и учителя, но и школьные психологи. Считаю, что это их прямая обязанность - разобраться, почему, например, ребёнок не успевает или излишне возбудим.

И, наконец, последний совет от педиатров детской поликлиники: - Учебный год начался, но не надо сразу с места в карьер нагружать ребёнка дополнительными занятиями. Пусть он втянется в школьный ритм, и только тогда (недели через две-три) можно расширить круг его интересов: музыкальная школа, кружки, спортивные секции. Но всё должно быть в меру, и даже занятия спортом, - добавляет Эльвира Мелех.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах