Примерное время чтения: 13 минут
373

Вспомнить всё. Чем привлекает гостей псковский музей советского быта

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Псков 24/05/2023
В арт-пространстве воспроизведены узнаваемые уголки советского быта
В арт-пространстве воспроизведены узнаваемые уголки советского быта / Андрей Степанов / АиФ

Чуть больше года в Пскове работает музей советского быта. Здесь каждый посетитель находит что-то свое: любимую игрушку, фотоаппарат, как у друга детства, торшер, как у бабушки, диван, как на даче. Владелец арт-пространства Дмитрий Третьяков рассказал «АиФ-Псков», откуда взялись экспонаты, какие у гостей самые любимые артефакты и почему им зачастую мало двух часов на экскурсию.

Теплые воспоминания

- Дмитрий, как родилась идея организовать такое пространство?

- Мне очень близка тема СССР. Хотя прожил я в нем 4 года, так как сам 1987 года рождения, но с советским бытом связаны самые теплые воспоминания. Но в 1991 году советский быт же никуда не пропал. В некоторых квартирах до сих пор самые настоящие «музеи СССР» можно найти. Мы когда куда-то с супругой путешествовали, я всегда старался посещать барахолки, музеи такой направленности. Это интересно, завораживает. Во Пскове такого формата не было.

- Именно музеи СССР?

- Да, только мне не нравится формат именно музея. Потому что это значит, что экспонаты стоят на полках за стеклом и на них можно только смотреть. Во многих же городах созданы целые интерактивные пространства. Например в Сочи под это дело отдан целый этаж в торговом центре. Первые локации сделаны в форме зон: кухня, прихожая, комната и так далее.

Фото: Андрей Степанов

Мы там 4 часа провели, и я такой: «Ну вот же оно!» Ты заходишь в комнату, висит ковер, все органично расставлено, играет соответствующая музыка, пахнет Советским Союзом и все это можно потрогать. Максимально задействованы все органы чувств, разве что есть нельзя (хотя у нас гости умудрялись конфеты есть).

Мне показалось это интересной идеей. Ну и назвать мы решили это все не музеем, а арт-пространством, чтобы подчеркнуть интерактив, взаимодействие экспонатов и гостей.

- Как выбирали помещение?

- С этим у нас была самая большая проблема. Пока мы его искали 2,5 месяца, большая часть музейных экспонатов разместилась у меня дома. Хотелось, чтобы площадь была большой, а арендная плата не высокой. Чтобы располагалось все это не на Ленинградском шоссе и можно было пешком добраться. Со временем, конечно, планка с требованиями все опускалась и опускалась, потому что вариантов подходящих не находилось.

- Что еще хотелось?

- Чтобы это был не цокольный этаж, чтобы где-то рядом с центром. Мне кажется, я знал все варианты недвижимости, которые в Пскове на тот момент существовали. Мне предлагали 50-100 квадратов за 170 000 в месяц. Что я должен был в музее делать, чтобы платить такую арендную плату?! Когда мы пришли в это помещение первый раз, оно мне не понравилось. Мало того, что цокольный этаж, так до нас здесь проводили квесты, были настроены перегородки, мумии лежали. Потом владелец сделал ремонт и позвал нас еще раз. В итоге мы здесь обосновались. Собственно единственный, кто стабильно зарабатывает на нашем музее, это наш арендодатель. Я сосчитал, сколько мы отдали за аренду за год: да мы могли бы за эти деньги «Москвич» купить!

- И поставить у входа..

- У меня была идея купить «Москвич» и поставить его на перекрестке, что-то вроде рекламы. Но хорошо, что я этого не сделал, потому что там сейчас поставили знак, что парковка запрещена. Чтобы бы я сейчас делал с этим «Москвичом» – не знаю.

В продолжение темы помещения скажу, что уже сейчас мы ищем новое, потому что в этом не помещаемся. Нам каждую неделю приносят новые экспонаты, и наше пространство все больше начинает напоминать барахолку.

Коллекция с чердака

- Вы с радостью принимаете все, что вам приносят?

- Мы не принимает только мебель, потому что ее физически некуда ставить. А все остальное – с удовольствием. Сегодня приходил мужчина и спрашивал, нужны ли нам проигрыватель и радиола. Я сказал, что надо, потому что мы делаем еще и выездные мероприятия, фотозоны.

- Наверное, много однотипных вещей приносят. Как с этим разбираетесь?

- Это у нас подменный фонд. Мы всегда берем, но предупреждаем человека, что, возможно, его вещь используем, чтобы выменять на ту, что нам нужна, у другого музея. Мы с Новгородом так сотрудничали. Чего мы точно не делаем с вещами, которые нам приносят, так это не продаем.

Фото: Андрей Степанов

- Люди вам безвозмездно вещи несут или хотят деньги за них получить?

- Некоторые спрашивают, а покупаем ли мы экспонаты. Я объясняю, что бюджет нашего музея делать это не позволяет. Конечно, есть вещи, которые мы покупали, но их вряд ли кто принесет. Например, мы купили автомат по продаже газированной воды. Он, между прочим, в кино снимался. Сейчас ведем переговоры, чтобы еще один такой же купить, только почти рабочий. Доведем его до ума и, возможно, у нас будет газировка. Рабочий такой шкаф стоит в районе 70-80 тысяч рублей.

Идей-то много. У нас практически готова зона 90-х. Мы хотели открыть отдельную комнату с приставками, видеокассетами, видепрокатом, плейстейшенами, плакатами Жан-Клода Ван Дамма, но нет помещения.

- Дмитрий, давайте вернемся к началу. Откуда у вас первые экспонаты появились до того, как вам их массово начали нести?

- Стартовый комплект – чердак моей тещи. Мы приехали к ней в дом с этой идей и 20% композиции нашли у нее на чердаке. Все удивляются порошкам, которые сохранились. Они у нас в ванной стоят, самые настоящие, 80-х годов.

- За год, я так полагаю, число экспонатов в два раза выросло?

- В плане экспонатов – 100%. Я опять же всем доношу, что у нашего музея три миссии. Первая – ностальгическая, для тех, кто застал эпоху и хочет в нее вернуться. У нас кончилась уже пятая книга пожеланий и если почитать, то основное спасибо за то, что вернули в детство. Это ключевое. Вторая миссия – просветительская. Современные школьники многих предметов в глаза не видели, даже не понимают, как ими пользоваться. Третья миссия – расхламительская. Люди могут отдать нам вещи, которыми они уже пользоваться не будут, а выбросить жалко. У нас есть кофеварка 1985 года и ею ни разу не пользовались. Для всех, кто нам что-то приносит, вход в музей бесплатный.

- Вы упомянули, что покупали автомат с газировкой, а что еще покупать пришлось?

- Мопед «Верховина-6». Такой же, только четвертый, был у Электроника. Хочется приобрести аркадные советские автоматы, они в «Таблетке» раньше стояли. Но я посмотрел на их цены – 200-240 тысяч рублей. Дорого! Кинопроектор за 500 рублей купили, он рабочий, мы на нем показываем мультфильмы. Таксофон купили, он у нас 15-ти копеечный, междугородний. На самом деле покупаем мы мало, все больше приносят. Сейчас мода на все советское возвращается. Много не напокупаешься. Обычный будильник, который стоил, условно, 50 рублей, теперь считается антикварным и стоит рублей 500.

Одна вещь – сотня историй

- Вы же все разрешаете трогать, примерять. Убытки несете?

- Да, разрешаем. За все время, что мы работаем, а это чуть больше года, у нас разбилась одна тарелка и сломалась одна пластинка. При чем тарелка сама упала, а пластинку случайно сломали.

- А кражи были?

- Украли иглу от проигрывателя и одну сигарету. К нам приходят очень хорошие люди. У нас всего одни негативный отзыв и то от тех, кто у нас так и не был. Им не понравилось, что вход платный.

Фото: Андрей Степанов

- Как вас люди находят? Не скажу, что видела информацию о вас где-то.

- Мы сейчас работаем с «Афишей Псков», есть группа в «ВКонтакте», пробовали мы и наружную рекламу: сити-форматы. Всех частных гидов приглашали, с турагенствами работали, сотрудничаем с Туристским центром. По всем школам разослали предложения. Туристы нас находят в интернете. Так и говорят: «Вышли на вокзале, открыли карту, а там вы». А у псковичей работает сарафанное радио.

- У вас каких туристов больше: организованных групп или одиночек?

- И тех, и других. Меня больше удивляет, когда по одному приходят. Большой компанией, конечно, интересней и веселее. А самые крутые связки – это внук-бабушка. Внуку все интересно, а бабушка все знает. Бабушке интересно рассказать и вспомнить. Иногда у нас коллаборации происходят: разные компании начинают обмениваться о разных предметах друг с другом информацией. Кстати, я обратил внимание, что много детей 10-12 лет, которые увлекаются темой СССР, собирают монеты, марки.

- Сколько за год туристов у вас было, не считали?

- Я знаю, что с момента открытия по ноябрь – 1 300 человек. Надо будет снова посчитать.

- Поток растет?

- У нас сейчас нет администратора – мы его ищем – поэтому работаем в субботу, воскресенье и понедельник. Остальные дни – по предварительной записи. Сложно сказать, выросло ли число посетителей. В один день может быть 3 человека, а в другой – 30. Когда были выборы и дети не учились, у нас день был расписан по часам. Мы за день арендную плату просто отбили. Но это, конечно, исключение из правил. А так нас спасают школьные группы. На средства, которые мы с них получаем, можем себе позволить что-то приобретать или проводить. А так только на аренду хватает.

Как в кино

- Ваши гости что-то интересное вам рассказывают, что вы потом в экскурсии добавляете?

- Конечно. Во-первых, те, кто нам что-то приносят, рассказывают историю вещи. У нас есть оловянные солдатики, но не полный комплект, потому что однажды папа с сыном собирались на рыбалку и им срочно потребовались грузила для удочки, и двух солдатиков они расплавили. Отдельная история – фотоальбомы. Большинство – семьи моей супруги, но есть у нас фотоальбом, который нам принесли со словами «это наш семейный альбом, но мы совершенно не знаем людей в нем». Мы взяли с радостью, наши гости любят листать фотоальбомы.

Рекорд пребывания у нас гостей – 4,5 часа, минимальный – 5 минут. Мужчина зашел, быстро обошел экспозицию, на выходе сказал «здорово» и ушел. Думаю, он куда-то торопился. К нам часто перед поездом заходят. Многие были уже не по одному разу. Наш музей в этом плане уникальный: приходишь с другой компаний и замечаешь те предметы и вещи, на которые в первый раз внимание не обратил, да еще и воспоминания у каждого свои и хочется поделиться.

- Какие экспонаты самые популярные?

- Проигрыватель пластинок, печатная машинка, детей тянет сесть в детскую машинку. Ванна опять же. Они в ней, как Ипполит из фильма «Ирония судьбы», фотографируются. Полгода назад я подводил итоги: у нас было 15 разных Ипполитов. Мы ванну и сооружали, как в фильме. Там абсолютно такое же расположение вещей. Тогда еще думали, что под Новый год откроемся, но из-за поиска помещений не сложилось.

- Еще что-то из фильмов есть?

- Вот мопед будет, как у Электроника. А вообще у меня была идея сделать еще зоны по мотивам разных кинолент. Например, у нас есть проигрыватель, как в фильме «Три плюс два». Хочу пересмотреть кучу всего и сделать таблички о том, в каких фильмах использовались такие вещи.

Фото: Андрей Степанов

- Чему ваши гости удивляются?

- Молодежь интересуется, зачем плоскогубцы у телевизора лежат. Думают, что кто-то их там случайно оставил. А нет. Плоскогубцы у телевизора лежали почти в каждой квартире в те времена, потому что ручка пластиковая, которая каналы переключала, постоянно ломалась. И такого много. В чем прелесть СССР? Чем аутентичнее, тем лучше. Магнитофон жует кассеты, портит пленку: так и должен. Мопед плохо заводится: так и надо. Это не «Хонда», это «Верховина»! Ты должен страдать!

- О прибыли речь не идет?

- Это моя ошибка. Я изначально делал этот проект некоммерческим, это неправильно. Думал, что главное, чтобы на аренду хватало и на зарплату администратору. Но музей не может развиваться без денег.

- И какие у вас дальше планы по развитию?

- Мы ждем чуда. Хотим найти помещение. По рыночной стоимости взять 200 квадратов – то минимум 50 000 рублей и это самый низ, но наш музей иногда столько не зарабатывает. Чтобы заработать, стараемся делать выездные мероприятия, мастер-классы.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах