Примерное время чтения: 7 минут
1710

В ожидании «Андрея Рублева». Как Тарковский держал ответ перед псковичами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ-Псков 14/06/2016
Кадр из фильма

Страсти по Андрею

В 1965 году Псков и Старый Изборск стали местами съемок картины Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (первоначальное название «Страсти по Андрею»). Как обещала своим читателям областная газета «Псковская правда», «это будет волнующий рассказ о выдающемся русском художнике, перед талантом которого склоняются все любители искусства».  

Осенью 1965 съемочная группа работает в Старом Изборске. По замыслу сценариста нужно глубоко показать владимирский период жизни Андрея Рублева.  В1408 году он вместе с Даниилом Черным расписывал фрески Успенского собора. Во Владимире вести съемки было очень непросто: в объектив кинокамер то и дело попадали автобусы и трамваи. Пришлось обратиться за помощью к Старому Изборску. Но где взять макеты соборов?

Выручила Псковская научно-реставрационная мастерская, изготовив копии Дмитриевского и Успенского соборов, Золотых ворот Владимира, через которые в город ринется толпа татар.

Массовые сцены с участием трех сотен всадников снимали в Пскове у Покровской башни. А сцену полета мужика на деревянных крыльях – в Старом Изборске.

Как сетовали руководители съемочного процесса, «натура» – самое сложное в кинематографическом процессе. Но и не только с этими трудностями столкнулся творческий коллектив картины.

2 ноября 1965 года в Пскове в Доме политпросвещения состоялась встреча творческого коллектива с псковичами.

«Я тогда была подростком. Нас всем классом водили на встречу. Мне навсегда запомнилось название фильма «Андрей Рублев» и я очень люблю его и смотрю всегда с интересом», - поделилась своими воспоминаниями псковичка Галина ХИТРОВА.

Перед будущими зрителями, а им было обещано, что картину они увидят через год,  осенью, 1966 года, держали слово режиссер Андрей Тарковский, оператор Владимир Юсов и исполнитель главной роли Анатолий Солоницын.

«Воскресить на экране облик Руси 15 века дело во всех отношениях трудное, рассказывал  Тарковский, -  и не только потому что эта тема впервые приходит в наше кино. 

Андрей Тарковский
Андрей Тарковский Фото: flickr.com

На «Мосфильме», например, нет ни одного костюма, ни одного предмета домашнего обихода той эпохи, ни одной соответствующей декорации.

Авторы фильма признавались, что поставили перед собой задачу избежать навязчивой стилизации под 15 век, чтобы не пойти на поводу у патриархальной экзотики того времени. Естественность, простота, реалистичность - с этих позиций подходят они к созданию нового произведения. На первом плане перед зрителем должны пройти характеры, судьбы той далекой эпохи.

 «Я вижу Рублева человеком напряженной творческой жизни, мучительных поисков, стремящимся обуздать свой поистине потрясающий темперамент, - рассказывал Тарковский о главном герое. - Этот творческий процесс напоминает мне герметически закрытый котел с бурлящей водой: вот-вот готовы разорвать его стенки. Отсюда, по-моему, такое неземное спокойствие рублевских фресок, изумительных своей реалистичностью, удивляющих даром редкого мастерства и художественного вкуса».

Оператор Вадим Юсов сетовал на трудности в работе: «Приходится снимать много сложных эпизодов. Это батальные сцены, пожары. В некоторых принимают участие до 1,5 тысяч человек. В Пскове съемки будут вестись у Покровской башни. Рельеф местности в Изборске дает возможность снимать один из труднейших эпизодов взятие татарами Владимира». А еще оператор переживал, что нет хорошей цветной пленки для финала, где перед зрителем пройдет лучшее, что написано живописцем. Черновые фонограммы оглушают без конца летающие в 15 веке самолеты и ревущие авто. Чего в современной жизни не замечаешь.

Идеальный человек

На той творческой встрече 1965 года в качестве корреспондента «Молодого ленинца» был и писатель Валентин Курбатов.

«В этот вечер много говорилось о самом герое поэтически нежном и мятежном Рублеве, - написал он в газетной статье. - Каков он? Летописи сохранили немногое. Книги не всегда справедливы. И в этом была беда и преимущество сценаристов. С одной стороны творческая свобода, с другой - недостаток фактического материала.

Будет в этой большой ленте не только Рублев. Важно показать, как он формируется. Художник, обожженный адским пламенем раздираемого междоусобицами времени. И значит должно присутствовать само время окружение, история. Ее воздействие на личность самобытную и превосходящую время. Личность пришедшую немного преждевременно».

Донатас Банионис в фильме «Солярис». 1972 год.
Донатас Банионис в фильме «Солярис». 1972 год.

Режиссер поделился с псковичами и своими творческими планами: «Очень хотелось бы снять «Солярис». Фильм может стать тревожным и поэтическим. Хотя это весьма приблизительно: контракт заключен и сценарий Станислав Лэм уже пишет».

Много вопросов задавали псковичи и исполнителю главной роли Анатолию Солоницыну. Он, как лицо не растиражированное, был приглашен из Свердловского театра драмы и даже, чтобы вжиться в образ художника. Оставил прежнюю работу и полностью погрузился в творческий процесс. Одна девушка даже прислала записку, мол, вы играете идеального человека, стили ли вы лучше?

«Режиссер хочет показать историю во всем ее объеме, и человека, как частицу этой громадины. Тут очень важно не разменяться на мелочи, и в то же время избежать обольщения  не скатиться к монументализму.

Андрей Рублев
Андрей Рублев Фото: Commons.wikimedia.org

Ведь Рублев совсем-совсем обыкновенен. И даже не всегда безупречен. Это, потом, столетиями высветится его имя и станет знаменем эпохи», - таким актер видел своего героя.

На полке

Надо сказать, что ни псковичи, ни остальные зрители Советского Союза в 1966 году фильма не увидели. В 1967 году состоялась ограниченная премьера, которая вызвала у кинематографического начальства СССР смешанные чувства. Создателей фильма обвинили в пропаганде насилия и жестокости. Фильм перемонтировали и сократили. Фактически картина попала «на полку». В ограниченный прокат она вышла только в 1971 году. По-настоящему широкая премьера восстановленного фильма состоялась только в 1987 году.

Сейчас Лента «Андрей Рублёв» высоко ценится российским кинематографическим сообществом. Когда в 2008 году журнал «Сеанс» предложил кинодеятелям России выбрать десять лучших национальных фильмов, 43 из 100 опрошенных экспертов включили в свои списки картину Тарковского[20].

Фильм о древнерусском художнике получил широкое признание и за рубежом. Из 846 опрошенных в 2012 году журналом Sight & Sound кинокритиков 41 включили «Рублёва» в лучшую десятку фильмов в истории кино (итоговое 27-е место). 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах