34

В «Михайловском» открылась выставка иллюстраций «Что за прелесть эти сказки!»

«…вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания, - сообщал Пушкин брату из Михайловского в середине ноября 1824 года. – Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Вероятно, в ноябре поэт занес в так называемую «третью масонскую» тетрадь семь народных сказок, рассказанных няней Ариной Родионовной.

Эти пятнадцать страниц послужили материалом для пушкинских сказок – о царе Салтане, о попе и работнике его Балде, о мертвой царевне. А нянин зачин – «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот…» - был переработан Пушкиным в знакомое с детства: «У лукоморья дуб зеленый…», открывшее Пролог во втором издании поэмы «Руслан и Людмила» (1828).

Подобные собрания оригиналов книжной графики – иллюстраций, эскизов обложек, экслибрисов – редки и ценны. Это произведения до воплощения в типографском клише, сохраняющие ощущение прикосновения руки мастера. Другую группу представляют книжные оттиски. Собрание музея, посвященное «сказочной» теме, невелико, однако представляет несомненный интерес.

Большую часть составляют произведения известных петербургских художников, «ленинградских палешан» Евгения Ивановича Пашкова (1920-2002) и его супруги Евгении Венедиктовны Пашковой - Селивановой (1917-1971). Наиболее ранние работы Евгения Ивановича, представленные на выставке, относятся к юбилейному 1949 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения поэта. К этому времени относится неоднократное обращение к постановке сказок Александра Сергеевича на большой сцене. Е.И. Пашков стал автором эскизов костюмов к спектаклю «Сказка о золотом петушке».

В небольших графических работах воплощены образы Шамаханской царицы, Скопца, младшего сына царя Дадона, Ключницы и Воина. Их объединяет тщательная проработка орнамента, яркие, локальные цвета. Для костюмов Шамаханской царицы и Скопца художник выбирает светлые тона, активно используя золото и серебро. Работа над иллюстрациями к сказкам Пушкина относится к 1961 году. Они исполнены зрелым, сложившимся мастером. «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» представляют собой отдельные печатные листы, побывавшие в типографии.

Гибкой, текучей линией художник рассказывает пушкинские сказки. Одной из совместных работ супругов стали оформление комплекта открыток «Русские сказки» (1969-1970), изданного в 1973 году. В этих листах, выполненных темперой, наиболее ощутимы традиции Палеха. Общими для них стали изящная линеарность, декоративизм и изысканное сочетание матовых тонов. Посетителю предоставляется уникальная возможность увидеть не только печатное издание, но и оригиналы композиций.

Тему пушкинских сказок продолжают иллюстрации Игоря Ивановича Ершова (1916-1985) к «Сказке о рыбаке и рыбке». Исполненные в технике акварели, они отличаются уверенным рисунком и звучностью красок.

Иллюстрации, обложки, экслибрисы представляют искусство книги. Выставка показывает, как сказка покидает пределы книжного листа и находит воплощение в утилитарных предметах. Это шкатулка работы мастера из Мстеры, декоративные тарелки А.Ю. Даур и одеяло ручной работы.

Происходит превращение утилитарного предмета в арт-объект. Выставку сопровождают и скульптурные иллюстрации. Пушкинские персонажи находят воплощение в глине и папье-маше. Это работы О.Б. Тихоновой, Г.И. Медведевой, а также неизвестных авторов, сообщили АиФ в службе информации музея-заповедника А.С. Пушкина "Михайловское".

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах