Туристы по желанию
Как правило, после любого праздника рачительные хозяева принимаются за подсчёты: насколько пострадал бюджет, на чём удалось сэкономить. К чести нынешнего «главного по Масленице» - Областного центра народного творчества - делать из масленичных расходов тайну никто не стал. Директор Центра Лариса Фёдорова сообщила, что за пределы региона ушло всего 850 тысяч рублей: декорации решили заказывать в Санкт-Петербурге. Да, ещё 15 тысяч рублей получил главный Дед Мороз страны из Великого Устюга. Все остальные деньги достались «своим», местным подрядчикам.
В 110 тысяч рублей, например, обошлось строительство снежного городка, взятие которого было намечено на последний день Масленицы - воскресенье. Для этого пришлось привезти 8 КАМАЗов снега, а саму крепость переделывать три раза. Основатель снежного городка псковский художник Владимир Бердышев построил крепость ещё 20 февраля, но «вандалы-псковичи» решили штурмовать её заранее. Свою «лепту» внесла также ненастная погода.
Кроме того, каждый район получил по 40 тыс. руб. для того, чтобы снарядить и доставить свою творческую делегацию в Псков - масленичные поезда стали украшением праздника.
Так называемый «масленичный пиар» на этот раз стоил по сравнению со всей суммой недорого: услуги типографии - 250 тысяч рублей, реклама на территории Пскова - 70 тыс.руб. Баннеров в Москве и Санкт-Петербурге не было.
Тем не менее туристы были. Замер «туристического трафика», проведённый Институтом регионального развития в праздничные выходные, показал, что «столицу Всероссийской Масленицы» посетили около 1000 гостей из других регионов. Правда, Л. Фёдорова заметила: «Никто не ставил перед нами задачи привлекать туристов». Председатель госкомитета по туризму Наталья Трунова, впрочем, была включена в состав оргкомитета.
Так, понравившееся зрителям огненное шоу, которое фактически затмило собой никак не желающее гореть чучело Масленицы, стоило 100 тысяч. За молодёжный «сейшн», которым руководил известный (и, похоже, единственный) псковский шоумен Николай Королёв, выставлен счёт в размере 300 тысяч рублей. Всего же, по словам Ларисы Фёдоровой, в таблице масленичных расходов значится почти 40 позиций.
Блины - это сложно
«А доходы?» - не могли не спросить мы. Ведь, помнится, три года назад организаторы первой Всероссийской Масленицы сулили переход на полную её самоокупаемость. Как выяснилось, доходов никто не считал. Что касается торговых точек, то многие предприниматели отказались участвовать в празднике из-за запрета на продажу алкоголя: какая, мол, выгода. Когда речь идёт о деньгах, бизнес, как правило, не трогают речи про сохранение всяких там традиций. Поэтому, несмотря на просьбы ограничить продажу шашлыков, мангалы дымили везде. Их было установить не в пример проще, чем оборудование для жарки блинов. Многие вышли из положения, грея блины в микроволновках, но это уже не с пылу, с жару.
Несмотря на все недочёты, Центр народного творчества с поставленной задачей справился. Только вот нынешние организаторы предпочли не отвечать на вопрос: возьмутся ли они за четвёртую Масленицу? По всей видимости, у других претендентов есть шанс. А может быть, это и станет нашей псковской «фишкой» - каждый раз назначать новых организаторов и место проведения Масленицы?
Читайте также: Всероссийская Масленица в Пскове - ФОТО