Примерное время чтения: 4 минуты
318

Береговая охрана: Будет ли построен мост в устье реки Псковы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ-Псков 29/07/2020

Градозащитники, музейщики и власти спорят по поводу возможности строительства пешеходного моста в устье реки Псковы. У каждой из сторон свои доводы. «АиФ-Псков» выяснил, какие же именно.

Большая ошибка?

Обсуждать тему возведения пешеходного моста начали еще в 2014 году, сразу после реконструкции набережной Псковы. Речь шла о том, чтобы закольцевать набережные Псковы и Великой, а также туристические маршруты внутри Псковского кремля. В качестве довода сторонники строительства напоминали, что в этом месте в Средние века уже был мост с решетками, которые мешали проходу вражеских кораблей.

Однако защитники исторического облика Пскова воспротивились идее реинкарнации моста. Дескать, повторить творение средневековых мостостроителей невозможно, а новодел только испортит исторический облик города и перекроет панораму.

Мнения
Музейщики уверены, что пешеходный мост в самом сердце Пскова нужен туристам, но градозащитники опасаются, что он исказит сложившийся исторический ландшафт.

Спустя почти шесть лет к теме вернулись. В начале июля директор Псково-Изборского музея-заповедника Александр Голышев заявил, что «идею строительства моста через Пскову в районе Плоской и Высокой башен «зарубила» общественность», и что лично он считает это «одной из больших ошибок».

Мосту — быть?

- Для нас мост был принципиально важен, потому что он создавал совершенно правильную экскурсионную логистику. Вы подъезжаете на автобусе к Кремлю, прошли весь Кремль, вышли на Варлаамовскую башню, прошли ее, там стоянка для автобусов и вы уезжаете, - пояснил Александр Голышев.

Архитектор-реставратор Юрий Спегальский, благодаря которому во многом псковские древности обрели свой нынешний вид, воссоздал облик Верхних решеток. Изображение с сайта http://pskovgrad.ru.
Архитектор-реставратор Юрий Спегальский, благодаря которому во многом псковские древности обрели свой нынешний вид, воссоздал облик Верхних решеток. Изображение с сайта http://pskovgrad.ru. Фото: АиФ

По его словам, на дне Псковы археологи уже находили место того самого камня, на который опирались решетки, которые переходили из одной башни в другую.

- Не вызывает сомнения, что вопрос с мостом будет решён. Тут два варианта. Первый - воссоздать решетки. Второй - временные мостки. Но временные мостки - это не для солидного города, государства, каким был Псков. Мост должен быть настоящим. В своём время к строительству моста мы были готовы и финансово в том числе, но определенный круг лиц это сорвал, - резюмировал директор музея.

А когда спустя пару недель губернатор Михаил Ведерников, побывав в свежеотреставрированном Варлаамовском углу сказал, что поддерживает идею строительства моста между Высокой и Плоской башнями Кремля, стало понятно, что дискуссия возобновляется.

Без стилизаций

- Мост возможен. Но только не на месте старых решеток, - говорит заместитель председателя Псковского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Голубева.  - Это исказит панораму, которая складывалась в течение двухсот лет. Дизайн будущего моста должен быть нейтральным, без всяких стилизаций.

Идею строительства моста выше по течению, в районе шпагатной фабрики, поддерживает и архитектор Владимир Шуляковский.

Тема старая, давно обсуждается и крутится вокруг двух идей, - говорит Владимир Шуляковский. - Воссоздание исторических арок — идея сомнительная, сложная и дорогостоящая. А легкий пешеходный мостик в районе шпагатной фабрики решает все проблемы по связи берегов.

По его словам, эскиз пешеходного моста шириной три с половиной метра с велодорожками по краям обсуждали еще в начале 2019 года. Его предложил построить псковский предприниматель Николай Загоруй как раз в районе шпагатной фабрики. Но эксперты научно-методического совета Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области эту идею восприняли без восторга.

Теперь есть повод рассмотреть новые варианты переправы через Пскову.

- Речь идет скорее не о сооружении моста, а легкого перехода, - пояснил «АиФ-Псков» Александр Голышев. - Он нужен, чтобы решить вопрос экскурсионной логистики. Турист подходит к Плоской башне, а потом, чтобы увидеть Варламовскую ему нужно пройти еще километр. Также и экскурсионные группы не должны сталкиваться на территории Кремля, а двигаться по удобному маршруту.

По словам Александра Голышева, теперь экспертам предстоит вновь изучить все существующие сейчас проекты и выбрать самый функциональный из них.

Справка
В конце XV века крепостная стена Псковского кремля была достроена до устья реки Псковы, на обоих берегах были построены башни для защиты входа в Пскову. Позже, в 1537 году, между ними была построена деревянная стена с воротами, так называемыми Нижними решетками, потому что выше по течению и были Верхние решетки, закрывающие вход в реку с другой стороны. В 1631 году деревянная стена была заменена каменной. Водобежные ворота имели деревянные обитые железом решётки, закрывавшие в военное время вход в Пскову.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах