В минувшие выходные на кладбище деревеньки Ваши Великолукского района был похоронен рядовой Российской армии Роман Рудаков.
Юноша был призван в армию незаконно, с серьезным заболеванием крови. Служить его отправили в стройбат в пос. Каменка Ленинградской области (одна из самых "проблемных" частей России). За месяц до конца срока службы в 2006 году Романа избили старшие офицеры части. В госпитале (до которого он 80 км шел пешком) ему удалили поврежденный тонкий кишечник. Почти год он пролежал в столичном госпитале им. Бурденко. Неделю назад, во время операции по трансплантации печени и части кишечника, рядовой Рудаков скончался. После вмешательства правозащитной организации "Солдатские матери Петербурга" его история стала известна всей стране. Признанный виновным в издевательствах над Рудаковым ефрейтор Максим Ломонин был приговорен к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком в два года.
Отдать последние почести солдату пришли не только те, кто его хорошо знал еще с малых лет. Приехали представители части, где он служил. Начальник штаба майор Вардан Хачатрян на траурной панихиде извинился перед родными, принес им соболезнования. Понятно, что перед открытой свежевырытой могилой, куда вот-вот должны были опустить гроб с телом 20-летнего парня, трудно (да и невозможно) искать виноватых - тех, кто изуродовал рядового. Тем не менее люди, хорошо знавшие Романа, уже потом, когда завершилась печальная церемония, не сдерживались ни в словах, ни в эмоциях. По словам друга Романа Николая Зобровского, загубили Рому те, кто служил в этой части:
- И это никакая не дедовщина. Говоря армейским языком, он сам уже был дед. Скажу больше, Роме нравилась армия, он даже подумывал о том, чтобы остаться на сверхсрочную: возвращаться в деревню он не хотел.
Невысокого мнения об уровне дисциплины в этом подразделении были многие земляки погибшего. Что говорить, если повседневной практикой там стало сдавать солдат в наем местным дачникам: день работы - 500 рублей. Об этом вопиющем факте сообщали многие газеты, но следствие не приняло эту информацию к сведению.
...Перед самым Новым годом Николай Зобровский позвонил Роману и, как водится в канун праздника, спросил: чего бы ты себе пожелал? Ответ его обескуражил:
- Хочу картошки, не могу! А потом... - тут Роман немного помолчал, - когда я умру, прошу, чтобы меня отпели и на могиле поставили крест.
Николай попытался утешить товарища: дескать, не надо таких мрачных мыслей. А картошки, если хочешь, я сам тебе нажарю, но Роман остановил друга:
- Брось, Николай. Я знаю, что мне ее не есть.
...Сложно не верить в предчувствие смерти. Рядовой Рудаков был зверски избит... за отказ жарить картошку для опоздавших на ужин.