Порядка сотни псковичей готовятся встретить вторую зиму в неотапливаемых квартирах. Такой "эксперимент" проводят чиновники на жителях двух домов в историческом центре города.
Дом-призрак
Дом N62Б на улице Советской напрочь "выпадает" из разношерстного городского жилого фонда. И в переносном, и до недавнего времени в прямом смысле. Двухэтажную постройку возвели в 19 веке для игуменьи расположенной рядом церкви Вознесения Старовознесенского монастыря. Широкая лестница, арочные потолки, молельный зал после войны были "перекроены" под клетушки коммунальных квартир. С "удобствами" в виде холодной воды и одним на всех туалетом в конце коридора. Потом в намоленных комнатушках размещали преступников - дом выполнял функцию СИЗО. Потом - ну не ирония ли судьбы?! - на тех же квадратных метрах квартировали милиционеры. В советское время жилье признали ветхим, расселили и вычеркнули дом из списков городского жилого фонда. Каким образом нежилой дом опять оказался заселенным - большой вопрос к жилищному комитету города. Факт остается - в 13 квартирах дома, "которого не было", многие годы живут люди. Живут в "компании" бесчисленных блох, мышей, грибка и гнили. Домоуправление на нужды жильцов не откликалось. Дом-то в списках не значился!
Обратно в реестр жилого фонда дом N62Б на Советской был внесен лишь в прошлом году: один из жильцов решил приватизировать квадратные метры, обратился в БТИ - пришлось поправлять списки.
Поджигатель
Но все озвученные беды меркнут перед испытаниями, свалившимися на плечи жильцов домов NN62А и 62Б осенью прошлого года. Оба ветхих дома отапливаются печками и имеют общий блок сараев для хранения дров. Вот эти сараи очень приглянулись неизвестному поджигателю. Начиная с ноября, с периодичностью примерно раз в неделю, топливные хранилища жильцов начинали полыхать в ночи.
- Как понедельник, так пожар, мы ночь не спим. Пожарным спасибо - всегда быстро приезжали. Но столько раз горело, что мы в зиму практически все без дров остались, - пенсионерка Антонина Петровна из 17-й квартиры горько качает головой. - К нашей вечной сырости еще и морозы добавились.
Спасались от вымерзания своими силами, кто как может. Алексей говорит, что в выходные привозил на машине недельный запас. Кто-то заказывал дрова снова и распихивал по всей квартире.
- У нас в квартире представляете что творилось?! И белье сушится, и дрова лежат - не пройти. А много не напихаешь, топили по чуть-чуть, только чтоб совсем не замерзнуть. На стеклах от мороза просто глыбы льда наросли.
Инвалид и многодетная мама Марина Емельянова снимает в злополучном доме комнатушку. Денег на новый дровяной запас не оказалось. Пришлось сразу после пожара вместе с малыми детьми разбирать и носить домой обгорелые остатки.
- Дети практически все время проболели. Да как иначе в такой сырости и холоде? С кровати слезаешь, сразу на себя все теплые вещи натягиваешь. А кухня общая - вообще не отапливается. Представляете, каково стирать и готовить в обледенелом помещении?!
Сытый голодного...
С начала весны многострадальные жильцы двух исторических памятников архитектуры на Советской начали "бомбардировать" ответственные инстанции заявлениями о ремонте выгоревших сараев: МУ УМР, администрацию города, управление генерального заказчика. Из последней инстанции прислали ответ. Сообщили, что проблема будет разрешена. Рядом с домами-страдальцами возводится объект "Двор Подзноева". С компанией-застройщиком ООО "Северо-Западная инвестиционная компания" "достигнуто соглашение о строительстве для вас новых сараев". Пока о выполнении соглашения речь не заходит - жильцам "перепадают" лишь спонтанные, без предупреждений, отключения электричества и огромная куча песка, из-за которой к сараям не подойти.
На дворе уже август. Дрова ведь еще и высохнуть должны успеть. Жильцам опять придется вымерзать?
... Очень хочется надеяться, что ответ на этот вопрос знает кто-то из псковских чиновников. Иногда жаль, что нет между горожанами и людьми, уполномоченными о них заботиться, института обмена. Представьте, насколько быстрее решалась бы проблема, если бы ответственные лица ну хоть на месяц переехали в обледенелый и оккупированный мышами дом на Советской. А пока выходит, что сытый голодного не разумеет.