Её подопечные - Юко Кавагути и Александр Смирнов - самый символичный дуэт этого чемпионата мира по фигурному катанию, который должен был состояться в Токио, а проходит в Москве. В интервью «АиФ» легендарный тренер рассуждает о российско-японском партнёрстве, олимпийских промахах и работе с нервами.
Т.М.: - Мне говорят: «Как это вы тренируете японку?» А Юко для меня не японка, а ученица. Я работаю с детьми, а не с паспортами. Вот вы, например, какую машину водите? Иномарку? Вам же не предъявляют претензий - как, мол, не стыдно кататься на иномарке! Иностранные специалисты ещё со времён Петра I приезжают работать в России. А фигуристам нельзя? Ну не нашлось у нас такой девочки, которая прыгнула бы «четверной» так, как мне нужно. А Юко смогла. Почему не позаниматься с ней? Это что, предательство?
«АиФ»: - Вы считаете, что легионеры нашему фигурному катанию навредить не могут? Боюсь, не многие с вами согласятся...
Т.М.: - Легионеры, в моём понимании, - это те иностранные спортсмены, которых покупают, чтобы они выступали за другую страну. Им платят, скажем, футбольные и хоккейные клубы. В катании всё иначе. Юко никто не покупал. Она сама захотела кататься на высшем уровне с российским спортсменом и в итоге перебралась в Россию. Девочка не один год искала себе партнёра - и в Японии, и в США, но нигде не оказалось того, кто бы её устраивал. А Смирнов устроил. Так происходит повсеместно. Вот и украинка Волосажар сейчас выступает в паре с нашим Траньковым... Это прямое следствие глобализации мира.
Можно и без денег
«АиФ»: - А то, что в Ванкувере впервые за 50 лет наши фигуристы не взяли олимпийское «золото», - это следствие чего? Плющенко, вот, кивал на чиновников от спорта, разбазаривших бюджетные деньги...
Т.М.: - Поверьте моему опыту: можно и без денег подготовить чемпиона. Неправда, что всё упирается в деньги. Тут дело, скорее, в общем настрое - и тренера, и фигуриста. Если костьми лечь - то всё получится. Поэтому не надо и тут кивать на чиновников.
«АиФ»: - То есть вы, Тамара Николаевна, предпочитаете брать вину на себя?
Т.М.: - Конечно. Ведь это я не смогла подготовить Юко и Александра так, чтобы они взяли «золото» на Олимпиаде.
«АиФ»: - Что помешало вам, лучшему тренеру страны?
Т.М.: - За легендарность оценок не ставят. Их ставят за мастерство. И вообще я лично не вижу тут никакой непоправимой катастрофы. Да, мы проиграли, допустили промах. Ну и что? Не ошибается тот, кто ничего не делает. И потом, Ванкувер - это уже прошлое. Мы живём сейчас Играми в Сочи.
«АиФ»: - Авось в Сочи, несмотря на такой провал, всё как по волшебству изменится?
Т.М.: - Не «авось» и не «по волшебству». Впереди ещё три года. Всё в наших руках. Что сможем лучше - то и сделаем.
Шоу или медали?
«АиФ»: - Вам не кажется, что фигуристам сейчас интереснее выступать в ледовых шоу, чем бороться за медали?
Т.М.: - Пусть вам это кажется странным, но шоу - часть подготовки спортсмена, так же как и показательные выступления. Не все фигуристы прирождённые артисты. Им надо учиться справляться с нервами и выступать на публике - чтобы, образно говоря, не тряслись поджилки. Пять, десять, тридцать тысяч зрителей - к этому надо привыкнуть. На шоу оттачивают исполнительское мастерство: фигуристы могут выступать в усложнённых условиях, например, в затемнённом зале или в свете прожекторов, обкатывать новые программы. В СССР были турне фигуристов по Сибири. Наша сборная ездила по сибирским городам, давая 15-20 показательных выступлений за сезон. Кроме того, это и материальный стимул. Хотя сейчас в России турне фигуристов нерентабельны. Китайские пары могут иметь за сезон от 70 до ста шоу. А Юко Кавагути - всего 5-7.
«АиФ»: - Вы как-то сказали, что за 90-е и начало «нулевых» бывшее советское катание выжали, как лимон. И теперь нам приходится всех догонять. Долго ещё?
Т.М.: - Фигурное катание сейчас бурно развивается во многих странах. Я не пророк, но нашей монополии на мировом льду уже не будет - как бы мы этого ни желали. Медалей хотят все. Поэтому твердить: «шапками» или там «коньками закидаем» - глупо. Так уже не получится. Хотя в России катание тоже на подъёме - строятся катки в разных городах, детей много приходит заниматься. Ждём, когда количество перейдёт в качество...
Досье
Тамара Москвина родилась в 1941 г. в Ленинграде. Тренерский стаж - 40 лет. Воспитала не одно поколение олимпийских чемпионов (Валова и Васильев (1984), Мишкутёнок и Дмитриев (1992), Казакова и Дмитриев (1998), Бережная и Сихарулидзе (2002).
Смотрите также:
- Допрыгаться до Лондона хочет легкоатлетка Татьяна Лебедева →
- Надежда Умнякова: «В боулинге главное - терпение» →
- Сани по цене машины →