Самый интеллектуальный спорт: Альпинизм в Карелии переживает второе рождение

   
   

Для большинства из нас альпинизм ассоциируется с 70-80-ми годами прошлого века: бородатые геологи, песни Высоцкого, «лучше гор могут быть только горы». В наше время в лучшем случае - иностранная документалистика на канале Discavery. И это абсолютно верно, так как все последние годы альпинизм был увлечением одиночек.

Однако сейчас происходит то, что вполне можно назвать вторым рождением альпинизма в Карелии. По-настоящему зримо это проявилось во время республиканского фестиваля экстремальных видов спорта. Выяснилось, что по горам и скалам готовы лазить сотни молодых людей.

Альпинизм демобилизовался

О возвращении альпинизма «АиФ-Карелия» рассказал директор фестиваля, президент федерации альпинизма и скалолазания РК Сергей Балагурин.

- Сергей Олегович, с чем, на ваш взгляд, связана такая амплитуда общественных симпатий: сначала альпинизм был популярен, даже моден, потом ушёл в тень и сейчас очень активно возвращается.

- В Советском Союзе альпинизм был военным видом спорта. Страна постоянно готовилась к обороне, и сильные, тренированные молодые люди, привычные к риску и экстремальным условиям, были нужны государству. Альпинисты стояли на особом учёте в военкомате, к ним было особое отношение на всех уровнях власти. Чтобы начальник не отпустил подчинённого на сборы альпинистов - такого даже представить себе было нельзя. Альпинизм финансировался, пропагандировался. Потом всё это ушло. Армия больше не курирует этот вид спорта, у Минобороны заключены контракты с гражданскими инструкторами, которые тренируют солдат из соответствующих «горных» подразделений, и занятия альпинизмом стали уделом энтузиастов. А поскольку этот вид спорта сам по себе и специфичен, и рискован, и достаточно затратен: расходы на экипировку, на снаряжение, на поездки - то неудивительно, что на всю многомиллионную страну какое-то время оставались десятки, может быть, сотни спортсменов. В Карелии были и вовсе единицы.

Но сейчас, действительно, ситуация переменилась. Связано это с тем, что из собственно альпинизма выделились такие виды спорта, как скалолазание, драйтулинг (то же самое скалолазание с использованием «ледовых» инструментов) и так далее. Для этих занятий уже не требуется серьёзная экипировка, можно заниматься любимым видом спорта, не выезжая за пределы региона, - и в спорт пришла молодёжь. Кто-то дорастает и до настоящего альпинизма. Сейчас в Карелии около двух десятков альпинистов и большое число тех, кто увлекается скалолазанием - это сотни молодых ребят, причём из разных районов республики. Так называемые скалодромы сейчас есть в Костомукше, Кондопоге, Петрозаводске. У нас прекрасные скалы в Приладожье, можно выезжать в соседние Хибины, сезон - с мая по октябрь, как минимум, отсюда и популярность. Опять-таки к нам едут туристы-экстремалы из соседних регионов, прежде всего Санкт-Петербурга. Так что движение достаточно массовое и активное.

   
   

Откуда берутся экстремалы?

- На фестивале экстремальных видов спорта были представлены и другие виды. Они тоже популярны?

- Да, к примеру, в соревнованиях по спортивному ориентированию участвовало 140 человек, в кросс-кантри (езда на велосипеде по пересечённой местности) - около 40 участников, примерно то же количество было и в приключенческой гонке, и в FREE-ROPE (преодоление дистанций по висящим на высоте верёвочным элементам).

- А как можно охарактеризовать людей, которые увлекаются различным экстримом?

- Как правило, это люди достаточно широких взглядов, которые таким образом пытаются реализовать свой потенциал. Иногда про экстремалов говорят: мол, андреналиновые наркоманы. Наверное, и в этом есть доля истины. Выброс андреналина, естественно, происходит во время любых экстремальных переживаний. Но, скорее, это всё-таки люди, которые хотят проверить себя на прочность. Хотя, к примеру, то же скалолазание на данный момент - вид спорта, который не более травмоопасен, чем любой другой: страховки, поддержка, крюки, способные выдержать до 2 тонн, всё чисто и гладко.

- А для занятий альпинзмом какие нужны качества?

- Прежде всего - терпение. В широком смысле слова. Надо быть готовым терпеть холод, голод, ветер, всякие иные лишения. Надо быть терпеливым и спокойным при восхождении. Нужно упрямство. Нужна, конечно же, смелость. Решительность. Обязательна - аккуратность. Надо иметь тактические навыки - уметь просчитать ситуацию, составить в голове схему действий, проанализировать события. Ведь альпинизм всегда считался самым интеллектуальным видом спорта. Учёных, докторов наук, профессоров в числе альпинистов всегда было больше, чем в любом ином спорте, возможно, кроме шахмат.

Горы - это красиво!

- А как вы сами пришли в альпинизм?

- Вначале были восточные единоборства, потом - спортивный туризм и, наконец, альпинизм. Сейчас у меня за плечами 39 восхождений. Это Хибины, Крым и, конечно же, Кавказ, включая главные вершины Большого Кавказского хребта. Самым трудным для меня было восхождение в Крыму, на Форосский кант. Маршрут там выстроен таким образом, что примерно 500 метров нужно двигаться на наклонной скале, почти спиной к земле. При этом Крым не считается чем-то очень сложным, горы там низкие, не надо переходить ледники, но запомнился мне именно этот маршрут. А мечта моя - попасть на Памир, гора Хантэгри. Почему? Просто там, в горах, по-настоящему красиво.

 

Смотрите также: