Яхтсмен Сергей Никандров: «Главное - поймать свой ветер»

Фото: АИФ

   
   

 

Хотя до этого он не менее тщательно штудировал журналы мод, потому что основная профессия у нашего сегодняшнего собеседника - модельер. Долгое время он был ведущим конструктором псковского предприятия «Швейбыт», но по прошествии времени руль судьбы плавно развернулся на 180 градусов, и последние тридцать лет он «шьёт» яхты. В том числе и морского класса…

По профессии «модельер»

- Сергей Александрович, как получилось, что у вас обнаружились все признаки «морской болезни»?

- Вообще-то, после армии я пробовал учиться в нашем политехническом институте, но через пару лет ушёл оттуда. Мне показалось скучным возиться с железками, и я решил обратиться к… выкройкам. Джинсы в те годы считались дефицитом, и купить их можно было только у фарцовщиков. Причём задорого. Откуда у студента такие деньги? Свои первые самостроки я сработал тогда на допотопном «зингере», а потом это дело меня просто увлекло. Прошло несколько лет, и я закончил школу модельеров в Екатеринбурге, потом работал ведущим конструктором на псковском швейном предприятии. Но уже тогда у меня был интерес к яхтам. Во время перестройки наш экспериментальный цех закрылся, я и пошёл на псковскую лодочную верфь, где и отработал 13 лет.

- А когда вообще в нашем городе появился парусный спорт?

- Его родоначальником можно назвать Виктора Яковлевича Радина, который для меня стал в этом деле непререкаемым авторитетом. По крайней мере, именно ему принадлежит идея создания первого яхт-клуба. Помню, в далёком 1978 году завод ПЭМЗ купил несколько яхт, что сразу же подстегнуло интерес к этому виду спорта, а до этого необычные лодки можно было увидеть только в Москве или Санкт-Петербурге.

   
   

- Как же вам удалось стать членом этого клуба?

- На самом деле попасть туда «с улицы» было непросто. Но своеобразным вступительным экзаменом для нас стала лодка, которую мы с другом сделали в сарае: чертежи для неё нашли в журнале «Катера и яхты». А в 1985 году я впервые принял участие в Таллинской парусной регате в проливе Муху-Вяйн. В том году нам реально «повезло»: на акватории разыгрался самый настоящий шторм, при этом ветер достигал скорости 18 м/с. Волны «с головой» накрывали яхты! Это стало для нас настоящим боевым крещением. Там я сдал экзамен на яхтенного рулевого 1 класса.

- Сейчас вроде бы на Снятной горе есть яхт-клуб…

- Да, это мы с другом Сергеем Аверкиным уговорили нашего учителя отдать нам два кубометра досок, где мы построили пристань и ангар, где и начали делать первые лодки из стеклопластика. Там же, кстати, в 2003 году и зародилась Псковская парусная регата. В следующем году ей исполняется 10 лет.

«Как вы судно назовете…»

- Вы своими руками делаете яхты - сложно в это поверить, глядя на такое судно. Кажется, что оно сошло с конвейера…

- Это не так. Каждая деталь яхты делается практически вручную. При этом используется стеклоткань, которая, пропитанная специальной смолой, превращается потом в стеклопластик. Все детали яхты «заливаются» в формы. При этом «сырьё» для изготовления нужно заказывать из-за рубежа - в России его найти сложно. Здесь же, в мастерской я и для себя яхту делаю. Дежурное название пока - «Акварель», но, может быть, когда она будет закончена, ей подойдёт другое имя.

- Какова, на ваш взгляд, сейчас ситуация с парусным спортом в Пскове и области?

- К сожалению, Псковской федерации парусного спорта больше нет: два года назад пришлось закрыть эту организацию. По большому счёту сейчас остался частный причал на Снятной горе, который хоть и носит гордое звание «яхт-клуб», но на самом деле это просто платная стоянка для маломерных судов. Всего же в Пскове увлекается этим видом спорта человек тридцать. Они принимают участие в Рижской регате, недавно даже были во Франции, Польше. И, разумеется, ездят на гонки по России. В Пскове же, помимо парусной регаты, мы ежегодно проводим водный марафон - около 250 км - через реку Великую, озёра Тёплое и Чудское.

Свобода - это ветер

- Значит, есть ещё энтузиасты, любители «оседлать волну»?

- На них всё и держится, хотя ваше недоумение мне понятно: Псков - почти морской город, но яхтенный спорт у нас в упадке. Хотя до недавнего времени в писковичской школе был даже организован спортивный класс, где ребята учились вязать морские узлы, ловить ветер в паруса. Вели занятия, на мой взгляд, совершенные энтузиасты (тот же самый Серёжа Аверкин, мой друг и коллега), потому что на две с половиной тысячи (ставка тренера. - Прим авт.) мог согласиться только бессеребренник. Сейчас о той поре остались одни воспоминания. Увы, ностальгические…

- Выходит, что яхту на самом деле может себе позволить только г-н Абрамович?

- Удовольствие это на самом деле дорого стоит. Но дело не только в отделке яхты и количестве бассейнов на верхней палубе, - иронический улыбается наш собеседник. - Мы с друзьями уже несколько лет вынашиваем идею открыть небольшую лодочную станцию в Раскопельском заливе, что на Чудском озере, чтобы люди смогли попробовать и понять, что такое яхтенный спорт. На мой взгляд, есть в этом виде нечто первобытное, когда человек впервые попытался поймать ветер и оседлать волну. Само по себе управление яхтой дарит не сравнимое ни с чем чувство свободы. Только ради него и стоит всем заниматься…

Смотрите также: