Проживем. com. Проблемы и радости самого массового движения в России

Софья Штин / АиФ

Многомиллионная трудовая армия дачников, вооружившись лопатами и кирками, готовится к бою за урожай, так что самое время расспросить того, кто защищает права садоводов и огородников - председателя комиссии по садоводству Анну Войченко, к чему готовиться в весенне-летнем сезоне и какие сюрпризы он преподнесет.

   
   

Брошенная земл

Лариса Малкова, pskov.aif.ru: - Анна Владимировна, солнце припекает, дачники любуются рассадой на подоконниках и вот-вот готовы отправиться на свои участки. Сколько трудовая армия насчитывает «бойцов» в своих рядах?

Фото: Из личного архива/ Анна Войченко

- Уточню: трудовая армия уже работает на своих участках! У нас в области около 140 тысяч садоводов и 341 садоводческое товарищество зарегистрировано в налоговых органах.  Но учите, что у каждого из этих 140 тысяч есть жены, мужья, родители, а это значит, что уж точно каждый третий житель в нашей области – дачник.

- В этом поистине народном движении какая проблема главная?

- Самая главная проблема - это скопление разных проблем в период конца 2018 – начала 2019 годов.

- Вы имеете в виду новый закон о садоводствах?

- Это и новый закон, и изменения, которые произошли у нас по приватизации домиков, когда закончилась дачная амнистия. Это и завышенная кадастровая стоимость земли - больше всего она коснулась участков в пригороде Пскова. Ведь именно там находится  наибольшее количество  садоводческих участков. И то, продлят ли налоговые каникулы в 2020 году, которые и были пролонгированы из-за проблем с кадастром.

- Но налоговые каникулы ведь и обещали оставить до тех пор, пока не сделают новую оценку кадастровой стоимости земли? Ведь признали же, что она была сделана ошибочно!

   
   

- И это было логично! Но пока землю никто не переоценивает.

Напомню, что налоговые каникулы введены по землям общего пользования. Государственная кадастровая оценка была словно гром среди ясного неба, и юрлицам остается только ликвидироваться. Например, в «Калиновщине» весь бюджет 500-700 тыс. рублей, а налогов они должны заплатить 1,09 миллиона. И все потому, что там много заброшенных участков, которые еще в 90-е годы выделяли на плохих, совершенно неплодородных землях.  Кстати, люди там до сих пор находят мины времён войны. А участков предоставлялось по 2-3 на семью, да ещё в разных садоводствах, что можно было выбирать. И люди выбирали те, что ближе к городу, где есть речка, куда ходит автобус - так выросли большие садоводства «Пристань», «Мирное», «Кебь», «Черняковицы», «Восток». А в таких, как «Ладыговщина», «Межуги-Петры», «Красная репка», «Подлипье», «Сущёво», огромное количество участков оказалось заброшено. Так что брошенные земли, наверное, главная проблема.  Вывоз мусора тоже наша головная боль – тариф повысился, значит, взнос для садоводов увеличится. К тому же в товариществах, где много заброшенных земель, контейнеры просто-напросто воруют, так что надо решать, можно ли их там вообще не устанавливать. А третье – качество управления в СНТ, там должны работать антикризисные менеджеры.

- В Подмосковье, например, дачники задумываются об управляющей компании…

- Лично мы против этого. Потому что это коммерческие услуги  в некоммерческой сфере. Это дополнительные затраты для садовода, а наша задача - и председателя, и общественных организацией - создать максимально благоприятные условия для ведения  коллективного садоводства обычному псковичу с минимизацией затрат на  расходы.  Председателям во время Школы, которая у нас проходит, рекомендуем меньше тратить на коммерческие услуги. А дачникам  - стараться выбирать грамотного и порядочного председателя.

- Сейчас никто не хочет быть председателем…

- В любом случае его выбрать надо. К тому же он не бесплатно трудится – получает зарплату, но, к сожалению, на сегодняшний день это в основном пенсионеры, которые не всегда на волне каких-то инноваций, улучшения технологий и с проблемами здоровья.

- Давайте вернёмся к кадастровой оценке земли, из-за которой митинговали псковичи и которая привела к повышенному коэффициенту налога на землю, а потом налоговым каникулам и т. п.  Это всё же чья ошибка и почему она произошла?

- Оценку делала фирма из Санкт-Петербурга, выигравшая тендер.  Её руководитель приезжал сюда, и мы задавали вопросы, как могут стоить, например, 15 соток в Калиновщине от 260 тыс. рублей, а в «Красной репке» - 350?

- И причём земля, которая никому там не нужна!

- Именно! Сейчас там муниципальные участки бесплатно выдаются, и мало кто берёт!

И кто у людей будет покупать их за такие деньги, даже если они и у речки расположены? Эта цена не то что рыночной не соответствует, она в 10 раз выше! Оказывается, фирма, применяя свою авторскую методику, не выезжала на местность и утверждала, что эту работу надо было делать не несколько месяцев, а полтора-два года, и стоит она не 7, а 70 миллионов, использовала старую картографию. А анализируя рынок, информацию с «Авито» о продаже садовых участков за 10-20 тыс. руб. не учитывала вовсе, считая их сомнительными. При этом многие люди, к которым пришёл земельный надзор или претензия по взносам, продавали свои пустые заросшие участки за такую цену. И оценила фирма наши садоводства по категории деревень, то есть населенных пунктов, где есть прописка и где стоимость земли изначально выше, чем в садоводствах.

- Вот питерцы и посчитали по питерским меркам!

- По нашему мнению – да, ошибка, и администрация это признала, но по закону ошибкой назвать нельзя, потому что они имеют право на свое экспертное мнение. Кстати, такие ошибки сделаны в ряде регионов, например в Московской области.

- И как выйти из этой ситуации?

- Мы рассматривали разные варианты, например, чтобы отменить результаты, надо  обратиться в суд. Для этого заказать дорогостоящую  экспертизу,  что проведена некачественная оценка.   Мы привлекли двух независимых экспертов высокого уровня из Великого Новгорода и госуниверситета землеустройства  в Москве. Они написали  заключения, но этого мало. Для суда нужна экспертиза, которая стоит 1,4 млн рублей.

- А не проще ли сделать новую оценку? Или всё в деньги упирается?

- Раз волна кадастровых ошибок прокатилась по России, то есть такая надежда. И будет этой работой заниматься новая структура ГБУ (бывшее БТИ), хотя в их первоочередных задачах - оценка объектов капитального строительства. Надеемся, дойдет очередь и до садоводств. Мы уже ставили вопрос об увеличении финансирования на эти цели и чтобы сделать эту работу в течение трех лет.

По новому закону

 - С 1 января вступил в силу новый федеральный закон о садоводстве. Что хорошего и что плохого ждать от него дачникам?

- Прежде всего, он убрал уполномоченных представителей по улицам, которые посещали общие собрания. А ведь в некоторых товариществах до 900 участков! Теперь это можно сделать только по доверенности, а это, сами понимаете, почти нереально! Новелла также то, что взносы должны поступать только на расчётный счёт, т. е. постепенно переходим на безналичную оплату. Это повышает расходы на ведение бухучёта, а значит, взносы увеличатся. 

Кроме того, если садовод меняет место жительства или другие данные, продал дачу, обязан уведомить об этом садоводство. Если этого не сделает, то оно вправе на него возложить расходы и убытки, вызванные именно этим неуведомлением. Сейчас садоводства постепенно собирают подписи о праве обрабатывать персональные данные члена товарищества для включения его в реестр. Всё это делается, в том числе, с целью уведомления его о проведении общего собрания за две недели.

Договоров с «индивидуалами»-садоводами теперь не будет. Все, кто владеет садовым участком, обязаны оплачивать взносы по факту нахождения в массиве. В законе чётко указана дата, когда закончится бесплатная приватизация участков, – 31 декабря 2020 г. 

Упрощённый порядок регистрации садовых домов закончился, теперь делаем техпланы и направляем уведомление о строительстве или реконструкции, фактически – получаем разрешение, как в деревне.

- А с пропиской в дачном доме что-то прояснилось?

- В этом наши ожидания закон не оправдал, ещё и внёс полную сумятицу, что садовые домики постепенно будут приравнивать к индивидуальному жилищному строительству, а это значит, надо ожидать повышения налогов. И самое, на наш взгляд, неприятное и до конца не понятное - как будет это работать  - оформление земель общего пользования, в том числе дорог, на садоводов только приватизированных участков. Как будто те, кто их не приватизировал, не будут ими пользоваться! Это какое-то дискриминационное правило получается!

Тянет к земле

- Как вы думаете, почему горожан так тянет к земле? Кстати, вы, наверное, заметили, что среди них немало и молодёжи?

- Садоводство имеет уже историю, ещё в 70-х годах первые товарищества были созданы.  А это обеспечение продовольственной безопасности нашего региона, это наше любимое занятие всей семьи: и отпуск, и трудовое воспитание детей, и экономия продуктов питания. Но самое главное - экологически чистые овощи и фрукты.  Я убеждена, что даже при огромном количестве проблем оно все равно сохранится. Может, поменяются организационно-правовые формы, статусы. Но сама сфера останется и будет развиваться. Сейчас дачники стали активно молодеть. Раньше если это были преимущественно пожилые люди, сейчас молодёжь предпочитает и качественные продукты,  и отдых на природе. И, думаю, этому ничто не помешает!

Смотрите также: